Отечественная психология о причинах возникновения и формирования девиантного поведения.

Психология развития » Глубинно-психологическое исследование девиантного поведения подростков » Отечественная психология о причинах возникновения и формирования девиантного поведения.

Страница 4

Так, при гипертимной акцентуации характера - наиболее распространенной среди подростков - выраженная реакция эмансипации и высокий уровень конформности, проявление в системе отношений черт мужественности создают почву для возникновения социальной дезадаптации. Акцентуация неустойчивого типа связана с изменчивостью настроения, поступков и действий без видимых причин, с слабоволием, подверженностью страхам, поверхностностью контактов. Тревожный тип склонен к страху, чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций. Следовательно, при наличии какой-либо акцентуации характера (заострении черт определенного типа) личность отличается некоторыми индивидуальными гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или содействующими развитию отношений.

Как правило, эти аномалии характера происходят по причине негативных воспитательных воздействий, когда родителями или лицами, их заменяющими, создаются ситуации, в которых выкристаллизовываются и закрепляются негативные, отрицательные черты характера.

Обобщая вышеизложенные концепции можно сделать вывод, что среди факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения, отечественные психологи основной акцент делают на значимости социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. По Л. С. Выготскому, поведение определяется воспитанием, а воспитание, в свою очередь, той общественной средой, в которой формируется личность. А. В. Петровский также считает, что на адекватность поведения влияет среда, окружающая ребенка в процессе его развития, отмечая при этом, что именно в социуме формируется способность или неспособность индивида «быть личностью», что зависит от уровня и качества представленности общественных отношений в индивиде. В. С. Мухина не отрицая, что личность и способы ее поведения формируется при участии и под воздействием социума, подчеркивает значимость роли матери в этом процессе, аргументируя это тем, что именно отношения с матерью является первым объектом идентификации ребенка, и именно мать учит ребенка обособлению. И. С. Кон более широко рассматривает проблему девиантного поведения, считая, что помимо социальных факторов на его возникновение влияют также возможные психические отклонения, нестабильность Я-концепции, а также индивидуально-личностные качества ребенка: локус контроля и уровень самоуважения.

Страницы: 1 2 3 4 

Прочие материалы:

Чувство самовлиятельности
В современной зарубежной и отечественной педагогической психологии в последнее время стали уделять пристальное внимание изучению «синдрома профессионального выгорания». Это расстройство, как правило, свойственно людям, потерявшимся в собс ...

Отличие восприятия от ощущений
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию[1.165]. Способность ощущать дана нам и всем ...

Виды ощущения
Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущени ...