Возрастная динамика генетических и средовых детерминант в изменчивости когнитивных характеристик. Обзор литературы

Психология развития » Генетические и средовые влияния в близнецовых исследованиях интеллекта » Возрастная динамика генетических и средовых детерминант в изменчивости когнитивных характеристик. Обзор литературы

Страница 2

Метод

Авторы начинают статью с описания методов, ранее использованных для решения схожей с выдвинутой ими проблемой. В частности, говорится о том, что наибольшую эффективность показали методы линейного структурного моделирования, которые являются аналитическими аналогами применяемого в генетике поведения метода, сводящегося к построению и анализу путевых диаграмм. Этот подход позволяет работать с достаточно сложными структурами и, в частности, дает возможность изучать динамику изменения психологических характеристик с помощью симплекс-моделей, опираясь на лонгитюдные данные.

Критика предшествовавших исследований

Отличительной особенностью данного исследование является критика используемых ранее методов и попытка поиска лучшей модели исследования. Так, авторы утверждают, что прошлые исследования опирались на модели с существенными минусами: возможность анализа структуры только дисперсий и ковариаций исследуемых параметров; наличие необоснованных предположений о равенстве вкладов различных типов сред в психологические характеристики моно- и дизиготных близнецовых пар и о равенстве эффектов влияния генетических факторов; искусственность формальных определений общей и индивидуальной сред и другие минусы.

Преимущества используемого метода

Оправданно актуальный поиск нового метода исследования привёл к разработке метода исследования комбинированного влияния наследственности и среды, опирающегося на анализ изменений в распределениях фенотипа в популяции. Полученные модели позволили оценивать динамику не только дисперсий, но и средних значений рассматриваемых величин как непрерывных функций от времени – что очень важно для психологии, поскольку открывает путь для исследования важной проблемы детерминант психического развития. Предложенный метод также дал возможность провести исследование эволюции распределений коэффициента интеллектуального развития с возрастом, позволив сделать ряд заключений о развитии российских детей до школы и в школьный период, а также о зависимости комбинированного влияния наследственности и среды от уровня интеллектуального развития.

Авторы статьи делают особый акцент на анализ близнецовых данных методом теории информации с опорой на понятие энтропии, так как ранее такие исследования не проводились. Отличительной особенностью данного метода является возможность учёта информации о психологических характеристиках, которая теряется при вычислении моментов второго порядка, возможность исключить ряд недостаточно мотивированных априорных предположений, неизбежных при проведений традиционного факторного анализа, а также получить дополнительное средство для оценки корректности выводов и результатов, получаемых с помощью других методов.

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Развитие игр у детей дошкольного возраста
Игра - это основной вид деятельности ребенка, в которой он получает из окружающего мира впечатления и знания. В ней ярко проявляются особенности мышления и воображения, развивается потребность в общении. Игра - подлинная социальная практи ...

Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Любовь - это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все приписывать. Джордано Бруно Дж. Каннигел и Дж. Антил отмечают: "все сказанное о любви верно, хотя бы для кого-нибудь" (цит. по К. Романова ...

Психодиагностическое исследование
Практическая проверка нашей гипотезы осуществлялась в период с _по _. Исследование проводилось с двумя группами - экспериментальной и контрольной, в каждую из которых вошли по четыре семейные пары. Был разработан план эксперимента, которы ...