Периоды мобилизации адаптационных резервов

Воздействие стресса на человека » Периоды мобилизации адаптационных резервов

Физиологические и психофизиологические исследования длительного стресса позволили выдать в первой стадии стресса три периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям.

Первый период - активизация адаптационных форм реагирования за счет мобилизации в основном «поверхностных» резервов. Этот период во многом идентичен реакции организма на кратковременное воздействие. Его продолжительность при максимальной субъективно переносимой экстремальности стрессора исчисляется минутами, часами. Первый период стресса у большинства людей отличался стеническими эмоциями, и повышением работоспособности.

Второй период начинается, когда мобилизационная «по тревоге» адаптационная защитная активность не прекращает стрессогенности воздействия, начинают действовать имеющиеся в организме «программы» перестройки существующей в неэкстремальных условиях «функциональной системности» и становления ее новой формы, адекватной экстремальному требованию среды. Для него часто характерно болезненное состояние человека со снижением работоспособности. Однако высокая мотивация в этом периоде стресса может поддерживать достаточно высокую работоспособность человека, несмотря на выраженную клиническую симптоматику.

Более того, человеческие (мотивация, установка и т.п.) может за счет временной «сверхмобилизации» резервов, в частности гипофизарно-адреналовой системы, купировать неблагоприятные проявления второго периода. «Сверхмобилизация» может быть реализована болезненно у здоровых, непереутомленных людей. При переутомляемости, при болезнях, а также в немолодом возрасте, «сверхмобилизация» при стрессе за счет человеческих побуждений может обострить имеющееся скрытое заболевание, а также вызвать другие болезни стресса (сосудистые, диспластические, воспалительные, психические).

Обращает внимание сходная суммарная продолжительность первых двух периодов стресса в различных экстремальных условиях. Если эти условия приближались к предельно переносимым для человека, то суммарная продолжительность этих периодов в совершенно разных стрессогенных условиях в среднем составляла 11 суток. Авторы исследований жизнедеятельности человека в крайне неблагоприятных для него условиях описывают период устойчивой адаптации к этим условиям./1,66с./ Этот период может рассматриваться как третий период первой стадии развития стресса. Его продолжительность варьирует в широких пределах (до 20-60сут).

Прочие материалы:

Использование подвижных игр в условиях образовательного учреждения
Подвижная игра – естественный спутник жизни детей младшего школьного возраста, источник радостных эмоций, обладающий великой развивающей и обучающей силой. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формиров ...

Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников
Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психологи, социология) и реальная практика обучения многократно доказали наличие индивидуальных различий не только в успешности обучения, но и в творческих возможнос ...

Культурно-исторический анализ представлений о любви
Переживая любовь, человек переживает всю историю человечества, начиная от каменного века и кончая возможностями, заложенными в его личности. М.М. Пришвин Системный анализ категории "любовь", позволил определить любовь как чувс ...