Развитие игр у детей дошкольного возраста

Страница 2

Но это еще не сюжетно-ролевая игра. Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетно-ролевую игру включает ряд последовательных этапов. Взрослые показывают простые действия с сюжетными игрушками, а ребенок эти действия повторяет. Он начинает действовать с такими предметами, которые не могут быть использованы для получения реального результата»: «моет руки» руки кубиком и другим игровым заместителям реальных вещей.

Предметы - заместители используются вместо настоящих предметов. Ребенок дает им названия, действует с воображаемыми, несуществующими предметами. В среднем дошкольном возрасте ребенка привлекают сложные малознакомые предметы, теперь игра имеет определенную тему. Дети трех, четырех лет играют в «семью», «поликлинику», «путешествия», «космонавтов», «зоопарк», появляются темы из произведений сказок. В соответствии с темой строится сюжет игры - это те события, которые изображаются в игре.

Разыгрывая, тот или иной сюжет, ребенок берет на себя роль (обычно две и больше ролей). Роль - это главное; что привлекает ребенка в игре, она выполняется при помощи игровых действий, где используется игровой материал. Это - игрушки, чаще всего заместители настоящих предметов. Дети вступают в ролевые отношения, где в совместной игре проявляются реальные отношения между играющими детьми. У старших дошкольников сюжетно-ролевая игра приобретает коллективный характер, отличается большим разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации далекого выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества - освоение Северного полюса, Антарктиды, космические полеты, борьбу за мир. Заранее планируют игру - договариваются между собой о теме игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал. Большее внимание дети уделяют точному соблюдению правил, игровые действия в основном выполняются условно, более привлекательными становятся аксессуары (подзорная труба у капитана, бескозырка для матроса и т.д.). Наряду с сюжетно-ролевой игрой, развивается ее разновидность — режиссерская игра. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре.

Главным мотивом сюжетно-ролевой игры служит стремление «быть таким, взрослые», пользоваться такой же властью над вещами, таким же авторитетом и уважением. Ребенок развивает фантазию и свои творческие способности. В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр — подвижная дидактическая (обучающая) и спокойная. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетно-ролевой игрой содержат ее элементы, иногда сюжет, привлекательный игровой материал содержит явные или скрытые роли. Младшие дошкольники неспособны всерьез играть в такие игры. В среднем дошкольном возрасте дети понемногу начинают выполнять правила более точно. И только старшие подчиняются правилам полностью и стремятся победить в игре, они становятся для них любимыми играми.[10]

По мнению Артура Петровского, в ролевой игре ребенок воспроизводит общественные функции взрослых, поведение взрослых как личностей, расширяя свой социальный опыт. У ребенка формируется способность регулировать свое поведение представлением о социальной роли и соответствующих действий.[11]

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Общие способности и интеллект
При исследовании общих способностей Л я получила следующие результаты: · переключаемость внимания – высокая · избирательность внимания – высокая · непроизвольная память – средняя норма для взрослого человека · объем кратковременной па ...

Проблема и метод исследования
На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими способностями организма. [1]Факт индивидуального различия между людьми впервые был превращен в предмет научного анализа в ...

Классификация воображения
Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основании прошлого опыта. Воображение – это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение нап ...