Проблемы реабилитации подростков

Психология развития » Восприятие мира у детей и подростков » Проблемы реабилитации подростков

В настоящее время в России перед учеными и практиками остро встает проблема увеличения числа детей и подростков группы риска, их безнадзорности, дезадаптации, девиантного, делинквентного поведения. Исследования указывают на то, что наибольшая доля десоциализированных подростков - это выходцы из низших, материально не обеспеченных слоев населения, где часто встречается женский, материнский алкоголизм, аморальное, асоциальное поведение родителей, тунеядство, насилие.

Научно - практическое исследование проблемы безнадзорных подростков должно проводиться в двух направлениях: первое - это изучение причин и механизмов десоциализации, и второе - разработка направлений и программ ресоциализации.

Целью нашего исследования стало выявление эмоционально - личностных проблем безнадзорных подростков и особенностей их взаимоотношений с родителями и сверстниками.

Теоретическую основу исследования составили положения концепций З. Фрейда, А. Фрейд, А.Н. Леонтьева, Э. Эриксона, К. Левина, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, в которых личность рассматривается как результат взаимодействия внутренних и средовых условий.

В исследовании приняли участие 255 подростков 12 - 15 лет, из которых 125 имеют социальный статус безнадзорных и девиантных, и 130 подростков из благополучных семей, обучающихся в общеобразовательных школах. Для изучения факторов, провоцирующих социальную дезадаптацию, нами были выделены следующие переменные: депрессия, агрессия, тревожность, страхи, потребность в эмоциональном принятии, отношения с матерью, отношения с отцом, отношения со сверстниками. Влияние выделенных нами переменных на социальную адаптацию подростков изучалось с помощью таких статистических методов, как корреляционный анализ, факторный анализ, многомерный дисперсионный анализ, сравнение средних.

Проведенное исследование показало, что безнадзорные подростки имеют более высокий уровень депрессии, агрессии, тревожности, страхов, потребности в эмоциональном принятии, и более конфликтные взаимоотношения с родителями и сверстниками, чем их сверстники из социально благополучных семей.

Также исследование показало взаимосвязь некоторых изучаемых нами переменных. Так выявилось влияние негативных взаимоотношений с родителями на усиление депрессии, тревожности, страхов, фрустрации потребности в эмоциональном принятии. Другая выявленная взаимосвязь подчеркивает влияние негативных взаимоотношений со сверстниками на усиление агрессивности подростков. И последнее - это влияние позитивных взаимоотношений с родителями на формирование положительных взаимоотношений со сверстниками.

Исходя из результатов, полученных нами в результате проведенного исследования, мы можем предположить, что восстановление социального статуса безнадзорных подростков должно проводиться одновременно в трех направлениях:

1) проведение социально - психологической работы с семьей;

2) коррекция эмоционально - личностных нарушений;

3) развитие социальной компетенции.

Реализация комплексного подхода к процессу реабилитации способствует стабилизации эмоционального состояния подростков и гармонизации сферы их взаимоотношений, что обеспечивает повышение уровня социальной адаптации.

Прочие материалы:

Оценка подросткового возраста с точки зрения психологии
Подростковый возраст – определённый отрезок жизни между детством и зрелостью. Обычно подростковый возраст рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью. [11] «С одной стороны, для этого сложного периода показа ...

Ранний возраст
За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет. Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физиче ...

Понятие и стадии ОАС
Под стрессом принято понимать неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено канадским физиологом Гансом Селье. Любое условие может вызвать стресс, но ни одно из них ...