Воля

В процессе жизнедеятельности человеку приходиться преодолевать разнообразные препятствия, для чего ему необходимо напрягать свои физические и умственные силы, предпринимать волевые усилия.

Воля – это сознательное регулирование личности своих действий, поступков, проявляющиеся в умении преодолевать трудности в достижении цели[6, с 203-205].

Препятствия и трудности, которые необходимо преодолевать человеку, бывают двух видов: внешние и внутренние.

Внешние препятствия носят объективный характер и связаны с противодействием других людей, различными обстоятельствами, изменением трудовой деятельности.

Внутренние препятствия выражаются в упорном нежелании делать то, что необходимости, в лени, инертности, подавленном эмоциональном состоянии, страхе перед определенными действиями и т.д.

Воля есть не только сознательное направление умственных и физических усилий, но и сознательное сдерживание активности , уклонения от действий.

Волевые действия подразделяют на простые и сложные.

Простые волевые действия включают два звена: постановку цели и ее исполнение. Структура сложного волевого действия включает три звена: осознание и постановку целей, планирование действий по достижению целей, исполнение действий. Очевидно, что наибольших волевых усилий требует исполнение планируемых действий.

Воля проявляется в таких волевых свойствах личности, как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание и т.п. Каждому из этих свойств противостоит противоположная черта характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение другой воле[12,с.530-535].

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как способность человека осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в способности совершать действия и принимать решения на основе своих внутренних мотиваций, своих знаний, умений и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за выполняемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенность в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и в использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидать, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешними проявлениями эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах. Противоположностью выдержки является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием воспитание и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении человека достигать поставленной цели , преодолевая трудности на пути к их достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с двойной энергией. Человек, лишенный настойчивости при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах, как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности

Мужество и смелость проявляется в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в стремлении отстаивать вою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемое обычным страхом.

Воля как способность человека к самодетерменации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств. Воля делает человека во многом непредсказуемым, несводимым к простой арифметике действующих мотивов.

Воля является психологической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. Она задает упорядоченность, целенаправленность и сознательность человеческой жизни и деятельности.

Воля представляет собой, безусловно, высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания[4, с.203].

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием, при котором воспитание воли должно быть неразлучно от воспитания чувств[11, с.203- 206].

Способность к совершению волевых действий формируется по мере формирования личности и воплощается в устойчивые личностные качества: самостоятельность, организованность, дисциплинированность и др. Безвольная личность характеризуется нерешительностью, внушаемостью, упрямством. Упрямство часто путают с истинным проявлением воли[4, с 206].

Прочие материалы:

Сущность, структура и способы разрешения семейных конфликтов
В психологии под конфликтом понимается обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конф ...

Определение воображения
Для исследования связи воображения с другими психическими процессами необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство ...

Учение как деятельность
Итак, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ...