Эмоции

Эмоциональные процессы, функцией которых выступает внутренняя регуляция деятельности, тесно связаны с потребностью человека и его мотивацией. Эмоциональная реакция возникает лишь на то, что входит в круг потребностей и интересов человека. То, к чему человек относится безразлично , эмоций не вызывает. Эмоции возникают лишь тогда, когда происходит удовлетворение или неудовлетворение его потребностей.

В эмоциональных процессах устанавливается связь между потребностями человека и ходом событий, совершающимися в соответствии или в разрез с потребностями индивида.

Эмоции – физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и предшествуют рациональной оценке адекватности ему деятельности человека. Эмоции порождают переживания удовольствия, страха, робости и т.д., которые играют роль ориентирующих сигналов.

Эмоции как компонент психологии личности характеризуются тем , что они:

1. во-первых, выражают отношение субъекта к себе и к миру;

2. во-вторых, обладают положительным или отрицательным знаком.

Когда человеку что-то нравиться, то возникает положительная эмоция, если нет – отрицательная. Если все безразлично, то становится скучно, скука приводит к раздражению, а это уже эмоции.

Положительные эмоции оказывают благотворительное влияние на жизненный тонус человека.

Отрицательные эмоции тоже необходимы, но в небольшой дозе. Они играют роль стимуляторов, заставляя искать новые решения, подходы, методы.

Роль нейтральных раздражителей такая же, как балластных веществ в питании: на их фоне возникают положительные и отрицательные эмоции[2, с. 51 - 64].

На основе этих данных делается выводы, значимые для общения:

· человек, вступающий в общение, должен знать: чтобы партнер продуктивно работал, он должен получить соответствующую положительную эмоцию. Любое грубое и резкое обращение снижает его работоспособность;

· если же в процессе общения человек не сдержался и обругал своего партнера, то для того чтобы восстановить его работоспособность его нужно похвалить 7 раз[3, с 235].

Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и к своим проявлениям в них. Кроме того эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению ситуации.

Аффектами в современной психологии называют сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания. Аффект представляет собой стремительно и бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связанны с шоками.

В психологии выделяют такой вид эмоций как чувства – переживаемые в различной форме внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он понимает и делает. Чувства более устойчивы, чем эмоции, и носят предметный характер, возникающий в результате обобщения эмоций, при котором они связываются с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или отвлеченном.

Прочие материалы:

Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовнос ...

Особенности восприятия телевизионных передач подростками
Одним из самых мощных средств массовой информации сегодня является телевидение, которое оказывает значительное влияние на все стороны жизни человека, и, прежде всего на формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения, несмотр ...

Виды воображения
Виды воображения по степени активности: пассивное воображение - не стимулирует к действиям про воплощению созданных образов; активное воображение – создание образов, которые позже реализуются в реальной деятельности, повышая ее творческо ...