Основными компонентами трудовой деятельности являются общетрудовые и двигательные умения, работоспособность. Установлено, что для самостоятельного выполнения задания необходимо: планировать ход предстоящей работы, осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. Не менее важны для трудовой деятельности состояние пространственной ориентировки и степень овладения двигательными умениями. Успехи в выполнении трудовых заданий зависят также от работоспособности детей, обусловленной биологическими и социальными факторами.
Формирование компонентов трудовой деятельности у умственно отсталых учащихся имеет ряд особенностей. Сгруппировать школьников в зависимости от их возможностей и испытываемых трудностей в обучении возможно лишь в результате комплексного и динамического исследования.
Нами были разработаны и апробированы коррекционные занятия, направленные на формирование самостоятельности, у умственно отсталых школьников, в процессе трудовой деятельности.
Цель занятий: воспитание самостоятельности у детей с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения.
Задачи:
Проведение коррекционной работы для воспитания самостоятельности учащихся в процессе трудовой деятельности.
Анализ полученных результатов и разработка рекомендаций.
Объект изучения: процесс воспитания самостоятельности.
Предмет: влияние трудового обучения в коррекционной школе на воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта.
Во время эксперимента обучение проводилось по программе швейного дела учащихся 7 класса (6 девочек) коррекционной школы. Экспериментальное обучение осуществлялось по разработанным нами конспектам уроков. Для отслеживания эффективности занятий, сравнивались результаты диагностики до начала коррекционной работы, и после ее проведения.
Время реализации один год.
Проведенное исследование включало в себя три этапа: первый этап – подготовительный. На данном этапе нами был осуществлен подбор методики направленной на диагностику сформированности самостоятельности школьников вспомогательной школы; был проведен предварительный сбор информации об испытуемых.
Второй этап – собственно экспериментальный. В ходе этого этапа были проведены разработанные коррекционно-развивающие занятия .
На третьем этапе исследования, полученные нами данные, были подвергнуты количественной и качественной обработке, сделаны выводы и даны рекомендации.
На первом этапе основное значение для изучения школьников имели текущие наблюдения,
проводимые планомерно и систематически. Была организованна фронтальная работа, при которой особенно внимательно велось наблюдение за учащимися, а затем точно и своевременно фиксировались полученные данные, отражая постепенные изменения в трудовой деятельности детей, повышение их самостоятельности.
Система наблюдений на уроках включала в себя изучение особенностей учащихся в овладении общетрудовыми умениями, двигательными трудовыми приемами, изучение работоспособности учеников, выявление уровня самостоятельности.
Для того чтобы наблюдение достаточно полно раскрывало картину трудовой деятельности ребенка, мы определили основные его направления:
1) затруднения, испытываемые при анализе образца изделия (называние малого количества деталей, трудности в определении их формы, размеров, особенностей, способов соединения, пространственного расположения и т. д.);
2) особенности анализа образца аналогичного изделия, относительно нового изделия;
3) реакцию на различные виды помощи (активизация внимания, наводящие вопросы, повторная инструкция, показ, сопровождаемый инструкцией, и т. д.);
4) влияние анализа образца на успешность планирования, практического выполнения, текущего и заключительного самоконтроля;
На этапе планирования предстоящей работы учитель обращает внимание на следующее:
- характер затруднений при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана);
- особенности составления предварительного плана на изготовление аналогичного или относительно нового изделия;
Прочие материалы:
Основные этапы в истории становления психологии
Первые представления о психике
были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми ж ...
Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте
Изучению межличностных отношений в дошкольных группах посвящено достаточное число исследований. Именно на дошкольных возрастных уровнях удается проследить трансформацию требований, предъявляемых к ребенку извне, в требования, которые он а ...
Эмоциональное и морально-нравственное развитие
По темпераменту Л – холерик. В целом, эмоционально Л очень дисциплинирован, он контролирует свои эмоции и поведение. Однако проявления его темперамента обнаруживают себя в прямолинейности в отношениях с людьми, настойчивой решительности, ...
Навигация