Религиозное воспитание

Психология развития » Воспитание личности » Религиозное воспитание

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведе­ния - соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания).

Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран - преподавателями рели­гии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиоз­ных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массо­вой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum - священный), т.е. наделения явлений окру­жающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический.

Рациональный уровень включает в себя три основных компонен­та - информационный, нравственный и деятельностный, содержа­ние которых имеет конфессиональную специфику. Так, в право­славии информационный компонент - это тот объем знаний, ко­торый воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования хри­стианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его мож­но охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем прояв­ляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных кон­фессиях. Например, мистический уровень православного воспи­тания определяют следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями.

Так, в христи­анских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения веро­учения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный на­строй; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогаю­щий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья - наказание, способствующее укреплению в вере и со­блюдению норм отношений и поведения.[5]

Прочие материалы:

Пути формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Такие ученые, как К. Роджерс, Р. Бернс, Е.П. Белинская, А.А. Реан и Я.Л. Коломинский считают, что именно под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид, формируется самооценка. «Особенно важными для ребенка являютс ...

Определение перспектив исследования «Влияния успешности обучения на самооценку младшего школьника»
Развитие самосознания у ребёнка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неуд ...

Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру
Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волев ...