Общее представление о воображении

Психология развития » Воссоздающее воображение детей 6-7 лет » Общее представление о воображении

Страница 1

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе любой творческой деятельности. Оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний.

ВООБРАЖЕНИЕ

[1]

– это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте.

Происходит отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

- агглютинация- соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

- гиперболизация- увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

- заострение- подчеркивание каких-либо признаков;

- схематизация– сглаживание различий предметов и выделение сходства между ними;

- типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Воображение по степени выраженности активности бывает пассивное и активное. Пассивное характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным (создает образы /грезы/, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь) и непреднамеренным (наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне).

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение

[2]

- создание нового оригинального и синтез накопленных человеком знаний. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение [3]

- на основе воспринятой знаковой системы, словесной, числовой, графической и др. наполнение знаковой системы имеющимися знаниями человека (чтение художественной литературы). Имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.

Возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Л.С. Выготский в своей книге отвечает на эти вопросы: «Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта»[4]

.

Для того чтобы понять психологический механизм воображения Выготский выделил четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Общие способности и интеллект
При исследовании общих способностей Л я получила следующие результаты: · переключаемость внимания – высокая · избирательность внимания – высокая · непроизвольная память – средняя норма для взрослого человека · объем кратковременной па ...

Властная мать.
Не только мать — «фарфоровая куколка» нагружает ребенка проблемами, тянущимися из детства во взрослую жизнь, но и та мать, которая не поощряет в нем самостоятельности, самоидентификации и ответственности. Признаки властной матери. - в ...

Акмеологический период развития – период взрослости
В возрастной психологии взрослость рассматривалась как стабильный переход. Французский психолог Э. Клапаред (1926) охарактеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития. Однако впоследствии ...