Заключение

В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес для формирования волевых качеств дошкольников в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися. Участие дошкольников в подвижных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.

Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

В организованных нами играх для дошкольников в целях формирования волевых качеств был использован материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них, физкультурное оборудование. Игрой был любой вид деятельности (интеллектуальный, изобразительный, речевой, двигательный и др.).

Работа с детьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств учащихся как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Игры проводили на открытом воздухе на игровой площадке. Знакомили детей с новыми для них играми: "Зайцы в огороде", "Космонавты", "Белые медведи", "Компас", "Горелки", "У медведя во бору" и другими.

Использование подвижных способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры вырабатывали упорство, выдержку. Подвижные игры ("Два Мороза", "Тише едешь – дальше будешь", "Караси и щука"), формирующие волевые качества, организовывались и в небольших по численности группах. В случае плохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игры организовывались в помещении.

Игры с мячом проводили на игровой площадке. С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Мы пришли к выводу, что игры оказывают влияние на развитие самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывают стремление доводить начатое дело до конца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности.

Прочие материалы:

Роль среды в развитии личности
Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросре ...

Механизмы терапевтического процесса в гештальт-психологии
Гештальт-терапия – это процесс поддержания или восстановления нашей способности управлять образами, строить их в адекватной связи с фоном. Одним из основных рабочих терминов, употребляемых в гештальт-психотерапии, является «осознание», ...

Понятие "потребительское поведение" и потребностно-мотивационная сфера потребителей
Потребительское поведение – это поведение конечного потребителя (физическое лицо или домохозяйство) покупающего товар или услугу для личного потребления. Это социальная активность, непосредственно увлеченная в обретение, использование и и ...