Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения тесно связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы от части удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Основные теории происхождения и развития воображения
Т. Рибо указывает на непосредственную связь воображения в познании реальности. Он выделяет основные стадии развития воображения ребенка:
- на первой – ребенок может преобразовывать воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой;
- на второй – воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек;
- на третьей – воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;
- на четвертой – ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество.
Концепция Д. Дьюи предполагает, что в основе воображения лежат инстинкты.
Представители гештальт- психологии (М. Вертгеймер, К. Кофка, Р. Арнхейм) основой развития воображения считают способность к визуализации.
З.Фрейд за основу творческих процессов принимает ранние переживания детства. Благодаря творческому воображению ребенок может замещать напряженные для него ситуации, производящие сильное впечатление. Подобного предположения придерживаются так же Э.Крис и К. Кюби.
Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искаженного отражения реальности. Воображение, по его мнению, не открывает ничего нового для ребенка, лишь искажая картину действительности.
В отечественной психологии наряду с остальными психическими функциями воображение выступает в качестве отражения окружающей действительности, являясь социальным по своей природе. Так, Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью.
Прочие материалы:
Определение интересов и их характеристика
Существует несколько подходов в определении понятия «интерес». Интерес – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирования познавательной деятельности содержание интереса может все более ...
Экологический подход
Новое звучание тема изначальной предопределенности агрессии получила благодаря работам одного из основоположников этологии К. Лоренца. Придерживаясь эволюционного подхода к исследованию этой проблемы, Лоренц продемонстрировал неожиданное ...
Сплоченность, как один из факторов совместимости.
Сплоченность летного экипажа как показатель отношений, является одним из важнейших факторов, определяющих характер взаимодействия в летном экипаже. Наряду с этим сплоченность – это результат оптимальной совместимости членов экипажа и усло ...
Навигация