Какой он в общении

Страница 1

Я много общалась со своим испытуемым и еще больше наблюдала за его общением с другими людьми. Общее впечатление было таким:

Л общителен, дружелюбен со всеми без исключения, радушен, поддерживает любые темы, но наряду с этим держит себя в каких-то невидимых рамках, будто не доверяет окружающим. Я заметила, что он очень внимательно слушает, никогда не перебивает и в беседах предпочитает говорить о вас, о друзьях, обо всем, что не касается его; может рассказать и о себе, но только в редких случаях рассказывает о своих чувствах. Тон его голоса всегда добродушен, он очень редко бывает раздраженным или недовольным. Но при всем этом он кажется неудовлетворенным своими отношениями с окружающими.

Опишу для начала полученные результаты методик. У Л низкий уровень одиночества. Иногда он чувствует себя покинутым, ему бывает не с кем поговорить, он замечает, что многие его связи поверхностны, однако, ему редко действительно не хватает общения, окружающие его люди разделяют его интересы, понимают и принимают его. Л легко заводит друзей, он чувствует себя включенным в общество.

Что касается межличностных отношений, общения, то по методике Лири они основываются в первую очередь на принципе дружелюбия, затем идет доминирование, после агрессивность и подчинение. То есть Л дружелюбен и любезен со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех "быть хорошим" (это очень заметно в его семье в отношениях с матерью), стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный. В ситуациях, требующих превосходства и доминирования, Л всегда держится уверенно, он упорный и настойчивый, но не обязательно лидер; ориентирован на себя, склонен к соперничеству. Его агрессивность заключается в упрямстве, настойчивости и энергичности, а так же в критичном отношении ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Подчинение проявляет себя в скромности, уступчивости, способности послушно и четко выполнять свои обязанности, а так же в мягкости, ожидании помощи, склонности к восхищению.После получения данных результатов, я стала замечать, что при общении с друзьями, поведение Л движется как раз по такой схеме: сначала он дружелюбен и приветлив, затем начинает "завоевывать позиции", выбиваться в лидеры, доминировать при любых ситуациях, будь то отдых, спор или что-либо другое. Затем его поведение приобретает агрессивный характер в виде каких-либо нападок, "дружеского рукоприкладства". Мне показалось интересным это совпадение, возможно, оно не случайно.

Затем я исследовала коммуникативную установку испытуемого (приложение 2). В целом она получилась негативно окрашенной. Л проявляет завуалированную жестокость в отношении к людям, в суждениях о них, открытую жестокость проявляет реже. Он склонен делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. Имеет негативный личный опыт общения с окружающими, думаю, на основе этого опыта строится такое негативное восприятие окружающих людей и ситуаций.

Что касается общей коммуникативной толерантности, то у Л очень высокий уровень развития этой черты, что говорит о его большой терпимости к людям. Возможно, именно поэтому негативные установки в непосредственном общении отходят на задний план, и общение строится на дружелюбных началах. Поскольку Л был уже и студентом, и рабочим, то можно отдельно охарактеризовать его отношения в этих сферах. Пока Л был студентом, он скептически, критически и даже иронически относился к преподавателям и всему учебному режиму. Это весьма характерно его возрасту. Начав работать, он не изменил своего отношения к вышестоящим лицам, разве что стал признавать авторитет уважаемых им людей. Отношения с сотрудниками и одногруппниками носили ровный характер, Л предпочитал спокойных, умеющих хорошо работать людей. Можно предположить, что это говорит о какой-то основательности, серьезности по отношению к выполняемому делу. Не учебному, а именно рабочему делу, поскольку оно для Л более близко к жизни, а он отличается реалистическими, материальными взглядами. Учеба и студенчество для него – это что-то из области романтики, а значит отдаленное от реальных жизненных ситуаций. В отношениях с друзьями, на мой взгляд, нет некой непосредственной близости, существует недоверие со стороны Л, предпочтение себя как лучшего друга. Он не стремится получить от них эмоциональной или моральной поддержки, чаще ему требуется материальная помощь. Однако он привязывается к тем, кто любит его и открыто говорит о своих симпатиях. Что касается отношений с противоположным полом, которые в его возрасте выходят на одно из первых мест, то могу сказать следующее: испытуемый их на первое место не ставит. Полтора года назад он расстался со своей второй половинкой, хотя до этого они довольно долго встречались. Причина – взаимное непонимание. Сейчас у него нет близкой девушки, и он не особо стремится найти ее. Однако он знает, какие девушки ему нравятся и любит проводить время в женском окружении. Возможно, после расставания он находится в поиске и ищет уже более внимательно, узнавая человека до завязывания серьезных отношений. А возможно, просто не считает это столь нужным в данный момент.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка
Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него форми ...

Общение со сверстниками и субкультура
Говоря о влиянии среды на формирование личности подростка, следует особо остановиться на специфике общения со сверстниками. Общение - это главный вид деятельности подростка. Потребность общения со сверстниками, которых не могут заменить р ...

Школьный и юношеский периоды
Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотнош ...