Подростковые проблемы и культура.

Страница 2

В своей книге «Взросление на Самоа» М.Мид описывает процесс взросления девушек, как они из младенцев превращаются в нянек, учатся вести хозяйство, плести циновки, затем уходят из своих детских компаний и становятся активными членами большой семьи. Они пользуются сексуальной свободой и годы проводят, имея случайные половые связи. Она стараются отложить свое замужество на более долгий срок. После замужества они рожают детей и воспитывают их так же как были воспитаны они сами. Девочки на Самоа проходят тот же процесс физиологического развития, что и американские. Однако их юность не является периодом эмоционального и интеллектуального дискомфорта, временем страданий. Мид пишет: «Самоанский фон, делающий рост детей таким легким и таким простым делом, - это общий стихийный характер всего общества. Самоа – это место, где никто не делает очень больших ставок и не платит оцень больших ценю Здесь никто не страдает за свои убеждения и не бьется насмерть во имя определенных целей. Конфликт между родителем и ребенком здесь разрешается тем, что ребенок переселяется жить на другую сторону улицы, между деревней и взрослым – тем, что взрослый уезжает в соседнюю деревню, между супругом и соблазнителем его жены – несколькими парами циновок тонкой работы. …Здесь никто не спешит в жизни и никого не наказывают за отставание. Наоборот, здесь сдерживают одаренных, развитых не по возрасту, чтобы самые медленные могли сравняться с ними. И в личных отношениях самоанцев мы не видим сильных привязанностей. Любовь и ненависть, ревность и месть, печать и переживание тяжелой утраты – все это лишь на недели. С первого месяца своей жизни ребенок, передаваемый из одних случайных рук в другие , усваивает урок: не привязывайся очень сильно к одному человеку, не связывай очень больших ожиданий ни с одним из родственников.» (Культура и мир детства. М., Наука, 1988, с. 149 – 150).

Совершенно иначе взрослеют девочки у горных арапешей ( Папуа –Новая Гвинея, острова Океании). Мальчик – арапеш выращивает свою жену. Помолвка у арапешей происходит между девочкой семи – восьми лет и мальчиком на 6 – 7 лет ее старше. О будущей жене заботится вся семья мальчика. Арапеши считают, что родители имеют полное право на контроль поведения детей, так как они их вырастили. Аналогичным образом, муж имеет право руководить женой. Дети и женщины у арапешей считаются более слабой и мало ответственной группой. Девочка, живущая с мальчиком долгие годы как с братом, в его семье, испытывает те же чувства, что к своей семье и братьям. Она испытывают сильную привязанность, заботится о муже и его родственниках, воспринимает их заботы как свои собственные. Она становится частью семьи жениха. За помолвленой парочкой строго присматривают, считая, что слишком ранние сексуальные проявления не пойдут им на пользу.

При наступлении половой зрелости, первая менструация сопровождается церемонией, в которой участвуют братья девочки – они строят ее менструальную хижину. Все украшения с нее снимают и натирают жгучей крапивой. Она не пьет и не есть три дня. После трех дней, она покидает хижину и брат матери делает ей декоративные надрезы на плечах и ягодицах, означающих, что она достигла брачного возраста. Теперь девушка и юноша могут гулять вместе, уединяться и сами решить, когда совершить свой брачный союз, подготовленный многими годами совместной жизни.

Несмотря на совершенно иные традиции взросления у горных арапешей, по сравнению с самоанцами, подростковый возраст не сопровождается потрясениями и конфликтами. В этих культурах годы отрочества могут быть описаны как плавный переход от беззаботного детства к замужеству, накладывающего на девушку определенные обязательства. Бесконфликтность подросткового возраста в рассмотренных культурах характерна и для мальчиков. Переход из детства во взрослый мир осуществляется резко через обряд инициации, пример которого мы рассмотрели. В современных обществах, в отличие от традиционных, подростковый возраст – это период перехода, длящийся около 10 лет.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона
Предметом этой психологии является развитие личности через кризисы. Задачи, решаемые этим психологическим направлением: 1) исследование кризисных стадий в развитии личности; 2) исследование влияния социокультурного контекста на развитие ...

Индивидуальные различия волевой сферы личности
У людей бытует убеждение, что все делятся на волевых и безвольных. Соответственно у первых есть «сила воли», а у вторых ее нет. В действительности, как показали исследования, все не так просто. Можно быть «волевым» в одной ситуации и «без ...

Предмет психологии развития и возрастной психологии.
Два источника питают психологию развития. С одной стороны, это объяснительные принципы биологии и эволюционной теории, с другой — способы социально-культурного влияния на ход развития. Определение психологии развития как учения о периода ...