Проблемы периодизации психического развития

Психология развития » Возрастные циклы психического развития » Проблемы периодизации психического развития

Страница 1

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается незначительное.

Вторая особенность состоит в гетерохронности ( гетеро - греч. другой, хронос - время) развития. Это означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально - психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткого возраста.

Гетерохронность развития связана с понятием “сензитивных” и “критических” периодов развития. Сензитивный период - это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом в развитие речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это значит, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт человеческих коммуникаций, образцы обозначения предметов и явлений словами, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства и желания специфическим речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.

Единого мнения по вопросу о критических периодах у психологов не существует. Так, Л.С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисные периоды - это время поворота в психическом развитие, когда происходит появление новых психических образований, который он называл новообразованиями. Так, развитие речи приводит к тому, что мышление становится речевым, а речь интеллектуальной у детей 2 летнего возраста. Однако данное понимание кризисных периодов скорее соответствует определению сензитивноего периода.

Критическим периодом является диапазон развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период. В человеческом развитии критические периоды чрезвычайно редки. Они встречаются в период пренатального развития или на самых ранних этапах развития младенца. Если функция или способность не имели возможности своей актуализации в критический период своего развития, они могут быть потеряны безвозвратно. Примером критического периода в развитие человека может служить развитие бинокулярного (стереоскопического) зрения у младенцев, в основе которого лежит мозговая обработка образов, полученная с двух глаз.

Каждый глаз человека снабжает мозг несколько отличными, плоскими изображениями объекта. Совмещение двух, отличающихся изображений с сетчаток двух глаз передаются в мозг и совмещаются, извлекая из рассогласования представление об объеме объекта или третьем измерении. Человек может воспринимать признаки глубины (третьего измерения) и одним глазом (монокулярно), однако точность оценки снижается по сравнению с бинокулярным механизмом глубины. Критический период для развития стереоскопического зрения определяется от 13 недель до 2 летнего возраста. Если у ребенка косоглазие (страбизм), поврежден один глаз или врожденная катаракта одного или обоих глаз, и дефекты не исправлены в данный период, то стереоскопическое зрение у него будет неразвито, компенсация данного нарушения в более познем возрасте уже невозможна. Сравнивая понятия “сензитивного” и “критического” периодов, можно описать следующими метафорами. Сензитивный период означает, что развитие лучше осуществить сейчас, чем позже, тогда как критический период - сейчас или никогда.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Простые вопросы, или «о пользе забывания»
Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти, называются ПРОСТЫМИ. Многие учителя используют этот тип вопросов для оценки знаний учеников, так же поступают и родители. Если ребенок не отве ...

Воображение и его развитие
Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует, прежде всего, накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания о ...

Психологический анализ современных теорий агрессивности
Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое ...