Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются

Кризис одного года – возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса первого года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35 лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.

Различают малые и большие кризисы.

К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет.

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе, поэтому можно лишь предложить общие рекомендации по психокоррекции преодоления возрастных кризисов у лиц разного возраста Данные рекомендации помогут понять и построить более успешные взаимоотношения с окружающими и, главное, себя.

[1] Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 112

[2] Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – с. 153

[3] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – с. 268

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – с. 318

[5] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – с.283-285

[6] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 635

[7] Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 60

[8] Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 85

[9] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – с. 268

[10] Там же. С. 269.

[11] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – с. 273

[12] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 235-236

[13] Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. - Просвещение, 2006. – с. 82-83

[14] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 292

[15] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 287-288

[16] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 392-394.

Прочие материалы:

Особенности стиля воспитания детей в полной и неполной семье
В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы, чем в дошкольном возрасте. Авторитарный стиль, по ...

Волевые качества человека
Воля, ее функции Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Не любые действия человека являются волевыми. Действия, не связанные с сознательной пос ...

Типы семейных взаимоотношений.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и при ...