Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются

Кризис одного года – возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса первого года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35 лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.

Различают малые и большие кризисы.

К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет.

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе, поэтому можно лишь предложить общие рекомендации по психокоррекции преодоления возрастных кризисов у лиц разного возраста Данные рекомендации помогут понять и построить более успешные взаимоотношения с окружающими и, главное, себя.

[1] Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 112

[2] Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – с. 153

[3] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – с. 268

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – с. 318

[5] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – с.283-285

[6] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 635

[7] Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 60

[8] Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 85

[9] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – с. 268

[10] Там же. С. 269.

[11] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – с. 273

[12] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 235-236

[13] Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. - Просвещение, 2006. – с. 82-83

[14] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 292

[15] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 287-288

[16] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 392-394.

Прочие материалы:

Описание и обоснование выбора методик исследования
Нами были выбраны четыре методики для определения степени маскулинности мужского населения разного возрастного периода и оценки степени маскулинности современных мужчин. Методика «Семантический дифференциал» Цель применения этой методик ...

Особенности восприятия телевизионных передач подростками
Одним из самых мощных средств массовой информации сегодня является телевидение, которое оказывает значительное влияние на все стороны жизни человека, и, прежде всего на формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения, несмотр ...

Функции и управленческая культура руководителя
К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят: · информационно-аналитическую; · мотивационно-целевую; · планово-прогностическую; · организационно-исполнительскую; · контрольно-диагностическую; · регулятивно-ко ...