Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего возраста

Психология развития » Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития » Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего возраста

Для преодоления кризиса у лиц среднего возраста можно использовать тренинг самопознания и личностного роста.

Основные задачи тренинга:

самопонимание;

саморегуляция;

понимание других людей в ситуации общения;

коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных, навыков общения.

Следует назвать принципы организации тренинга.

Первый — принцип добровольности. Все участники должны самостоятельно принимать решение об участии в тренинге в общем и в каждом упражнении в отдельности. Принуждение в данном вопросе не даст никаких результатов, ибо личностные изменения возможны только благодаря внутренней заинтересованности человека.

Второй принцип — принцип диалогизации взаимоотношений, т. е. полноценное межличностное общение между участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

Третий принцип — принцип самодиагностики. Состоит он в том, что в первую очередь клиент должен сам осознать и сформулировать свою личностную проблему, иными словами, самораскрыться.

Четвертый принцип — принцип информированности. Он предполагает, что каждый клиент имеет право знать все, что с ним может произойти на занятиях.

Наиболее оптимальным возрастом для участия в тренинговой группе является возраст от 16 до 40 лет.

Бывают закрытые и открытые группы. Более продуктивно работают закрытые группы (т. е. группы с постоянным составом). Для тех, кто только начинает работать психотренером, лучше выбрать малую группу (10-12 человек). После приобретения опыта количество участников можно увеличить до 30 человек.

Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы группы. Наибольший эффект достигается на тренингах продолжительностью 40-60 минут.

В помещении для тренинга должна быть возможность свободного перемещения, расположения участников по кругу.

Работа психотренера заключается в организации, методическом обеспечении и проведении тренинга.

Первый этап его работы — подготовка к тренингу. Заключается она в беседе, анкетировании предполагаемых участников тренинга, изучении их документов, характеристик. Психолог также выясняет проблемы и пожелания будущих участников тренинга. На основе предварительного изучения составляется список группы (не рекомендуется вносить в него людей с явными физическими дефектами, людей с низким интеллектом, близких родственников, лиц, испытывающих неприязнь друг к другу), разрабатывается программа, определяются темы, а также время и место занятий, подбираются аудио- и видеозаписи, готовится раздаточный материал.

Второй этап — проведение тренинга. Методика проведения занятий может быть различная, но обязательно любой социально-психологический тренинг должен включать в себя ролевую игру и групповую дискуссию.

Третий этап — подведение итогов. Первичное подведение итогов происходит в конце каждого занятия. Заключается оно в оценке самими участниками своих достижений и ощущений, в оценке ведущим динамики личностного роста каждого участника тренинга. После каждого занятия психолог вносит в журнал свои наблюдения, регистрирует в нем процессы, происходящие в группе, эмоциональное состояние членов группы, записывает темы, затронутые на занятии, оценивает вклад каждого в обсуждение проблем.

Подведение итогов вторичное происходит после завершения цикла занятий. Психолог на основе своих наблюдений, анкет, тестов, просмотра и анализа видеозаписей тренинга анализирует результаты работы каждого члена тренинговой группы.

Прочие материалы:

Подростковые проблемы и культура.
Однако не всегда подростковый период протекает столь драматично. Известный социальный антрополог Маргарет Мид внесла существенный вклад в углубление представлений об этом периоде жизни человека. Маргарет Мид и этнография детства Имя ...

Определение понятия развития.
Психология развития в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времен ...

Развитие потребностей и мотивация потребителя в условиях рынка
Сегодня часто говорят об активности человека как потребителя. Но эта активность состоит не только в выборе товаров по вкусу. Потребитель нередко использует приобретаемые товары для того, чтобы создать хорошее впечатление о себе, получить ...