Для преодоления кризиса у лиц среднего возраста можно использовать тренинг самопознания и личностного роста.
Основные задачи тренинга:
самопонимание;
саморегуляция;
понимание других людей в ситуации общения;
коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных, навыков общения.
Следует назвать принципы организации тренинга.
Первый — принцип добровольности. Все участники должны самостоятельно принимать решение об участии в тренинге в общем и в каждом упражнении в отдельности. Принуждение в данном вопросе не даст никаких результатов, ибо личностные изменения возможны только благодаря внутренней заинтересованности человека.
Второй принцип — принцип диалогизации взаимоотношений, т. е. полноценное межличностное общение между участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.
Третий принцип — принцип самодиагностики. Состоит он в том, что в первую очередь клиент должен сам осознать и сформулировать свою личностную проблему, иными словами, самораскрыться.
Четвертый принцип — принцип информированности. Он предполагает, что каждый клиент имеет право знать все, что с ним может произойти на занятиях.
Наиболее оптимальным возрастом для участия в тренинговой группе является возраст от 16 до 40 лет.
Бывают закрытые и открытые группы. Более продуктивно работают закрытые группы (т. е. группы с постоянным составом). Для тех, кто только начинает работать психотренером, лучше выбрать малую группу (10-12 человек). После приобретения опыта количество участников можно увеличить до 30 человек.
Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы группы. Наибольший эффект достигается на тренингах продолжительностью 40-60 минут.
В помещении для тренинга должна быть возможность свободного перемещения, расположения участников по кругу.
Работа психотренера заключается в организации, методическом обеспечении и проведении тренинга.
Первый этап его работы — подготовка к тренингу. Заключается она в беседе, анкетировании предполагаемых участников тренинга, изучении их документов, характеристик. Психолог также выясняет проблемы и пожелания будущих участников тренинга. На основе предварительного изучения составляется список группы (не рекомендуется вносить в него людей с явными физическими дефектами, людей с низким интеллектом, близких родственников, лиц, испытывающих неприязнь друг к другу), разрабатывается программа, определяются темы, а также время и место занятий, подбираются аудио- и видеозаписи, готовится раздаточный материал.
Второй этап — проведение тренинга. Методика проведения занятий может быть различная, но обязательно любой социально-психологический тренинг должен включать в себя ролевую игру и групповую дискуссию.
Третий этап — подведение итогов. Первичное подведение итогов происходит в конце каждого занятия. Заключается оно в оценке самими участниками своих достижений и ощущений, в оценке ведущим динамики личностного роста каждого участника тренинга. После каждого занятия психолог вносит в журнал свои наблюдения, регистрирует в нем процессы, происходящие в группе, эмоциональное состояние членов группы, записывает темы, затронутые на занятии, оценивает вклад каждого в обсуждение проблем.
Подведение итогов вторичное происходит после завершения цикла занятий. Психолог на основе своих наблюдений, анкет, тестов, просмотра и анализа видеозаписей тренинга анализирует результаты работы каждого члена тренинговой группы.
Прочие материалы:
Современные подходы к использованию игрушки для формирования личности
ребёнка
Тема «Игра и игрушка» в последние годы вновь становится ключевой в отечественной науке и практике исследований современных проблем детства.
Наращивающая с каждым годом темпы глобальная реформация российского общества не могла не отразить ...
Понятие ценностных ориентаций
Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющих личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания.
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых и ...
Человеческий фактор в обеспечении безопасности полетов.
Межгосударственный авиационный комитет утверждает: более чем в 80 процентах случаев к авиапроисшествиям приводят «отклонения в действиях авиационного персонала». При этом сочетание ошибок пилотов, диспетчеров и других спецов повторяютс ...
Навигация