Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Психология развития » Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития » Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста

С приходом в детский сад, а затем в школу ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Предложенные для коррекции занятия позволят ребенку легче адаптироваться среди детей, создадут безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединят всех детей совместной деятельностью, что способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Так как именно игра является источником развития дошкольника и младшего школьника, создает "зону ближайшего развития" — возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.

Основная цель коррекции — через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного и школьного учреждения.

В соответствии с этой целью формулируются задачи:

—развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;

—учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;

—формировать позитивное отношение к сверстникам.

— сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;

—развивать навыки социального поведения;

—способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;

—формировать позитивное отношение к своему "Я".

Продолжительность занятий определяется возрастом детей.

Самые младшие дети (3-4 лет) обычно могут работать не более 14-20 минут.

С дошкольниками 5-6лет можно проводить получасовые занятия, со школьниками — 45-минутные.

Возраст влияет также на оптимальное количество детей в группе: от 7-8 в случае, если вы работаете с дошкольниками, до 14-15, если со школьниками. Возраст определяет и то, каким образом предпочтительнее рассадить детей.

Дошкольников удобнее посадить «парашютиком», так, чтобы все могли хорошо видеть взрослого. Взрослый в этом случае занимает место «парашютиста». Самых маленьких лучше посадить на стульчики. Если их посадить на пол, они очень быстро расползутся в разные стороны.

Старшим дошкольникам можно предложить представить себя бусинками в ожерелье, сев на предварительно разложенную «парашютиком» по полу веревочку. При этом с ними разучивается правило о том, что во время занятий нельзя трогать веревку руками.

Школьники могут сидеть кругом. Если в группе более 15 человек (а такое встречается, если занятия проводятся с целым классом), допустимо оставить детей за партами. Примерный перечень занятий см. Приложение 1 и 2.

Прочие материалы:

Счастье
Гурнамонд сказал Парсифалю, что тот не должен ни соблазнять, ни соблазняться. Мужчина может не только соблазниться своей анимой, но и попытаться сам ее соблазнить. Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекра ...

Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). [23] Объедин ...

Виды внимания
Выделяют три вида внимания: 1) непроизвольное – пассивное, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего отклик раздражителя; 2) произвольн ...