В юношеском возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. Испытуемый Л на данном этапе развития активно формирует структуру этих ценностей. В соответствии с его личностными особенностями на первые места он ставит материальную независимость, свободу выбора жизненного пути, близкие межличностные отношения. Думаю, в ближайшее время эта система ценностей не изменится, но при переходе в следующую возрастную группу – во взрослость – иерархия его ценностей поменяется. Мне кажется, на первые места выйдет потребность в любви и привязанности и связанные с этим ценности.
Пока Л стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе ("Кто я? Каким я должен быть?") и другим людям. Без этого невозможно его дальнейшее полноценное продвижение вверх по линии возрастного развития.
Еще одной особенностью юношеского возраста является лояльное, но твердое отстранение родных. Мне кажется, Л будет трудно оторваться от материнского гнезда, во многом из-за самой матери. Близкие люди – и в особенности мать – имеют большое влияние на Л. Из-за нежелания расставаться с сыном, мать может "надавить на жалость". Это может затруднить ситуацию и привести либо к семейному скандалу, если Л решится пойти против воли матери, либо к тому, что Л подчинится матери и принесет ей в жертву собственные интересы и свободу.
От духовных качеств личности в юности зависит, как проявит себя молодой человек в перипетиях любовных отношений. В юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способность переживать эти состояния как свои. Личность тонка в своем переживании впечатлений от содержания природы, в своем отношении и понимании искусства. Утончается сфера чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. Мне кажется, общий уровень развития Л как интеллектуальный, так и духовный, а также повышенная чувствительность в этом возрасте благоприятно скажутся на его отношениях с противоположным полом.
В этом возрасте юношам характерны амбивалентные состояния (крайние степени проявления, например любви, ненависти). Стремление к самоопределению и тяготение к лидерству как предстоящей деятельности.
Из проделанной работы, я могу сделать вывод, что психологический возраст испытуемого Л соответствует биологическому возрасту. Отклонений и задержек в развитии нет. Заметны легкие проявления инфантильности, которые, однако, осознаются испытуемым и не выходят из-под его контроля.
Прочие материалы:
Основные приемы и методы психоаналитической терапии.
Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспе ...
Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника
Один из основателей системы физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин подчеркивал, что "Игра дает ребенку ту полноту жизни, которую он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания".
Выд ...
Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий
Понятию "ценность", как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. & ...
Навигация