Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на возрастные и другие изменения.
Формирование эго-идентичности (или личностной целостности) продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь возрастных стадий (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Стадии периодизации по Э. Эриксону
H. Старость (после 50лет) |
Вторичная эго – интеграция (личностная целостность) |
Разочарование в жизни (отчаяние); социально – ценное качество - мудрость | |
G. Зрелость (25-50 лет) |
Творчество (производственный труд) |
Застой; социально – ценное качество – забота | |
F. Молодость (от 18-20 до 25 лет) |
Переживание интимности (близости) |
Переживание изоляции (одиночества); социально – ценное качество – любовь | |
E. Пубертатный (подрост-ковый) и юношеский возраст (генитальная стадия, по З. Фрейду; 12-18 лет) |
Эго – идентичность (личностная индивидуальность) |
Диффузия идентичности (ролевое смешение); социально – ценное качество – верность | |
D. Школьный возраст (стадия латентности; латентная стадия, по З. Фрейду; 5-12 лет) |
Чувство достижения (трудолюбие) |
Чувство собственной неполноценности; социально – ценное качество – компетентность | |
С. Возраст игры (дошкольный возраст; локомоторно – генитальная стадия; фаллическая стадия, по З. Фрейду; 3-5 лет) |
Чувство инициативности |
Чувство вины; социально – ценное качество – целеустремленность (формируется инстанция Сверх – Я как результат преодоления эдипова комплекса) | |
B. Раннее детство (мышечно – анальная стадия; анальная стадия, по З. Фрейду; 2-3 года) |
Чувство автономии |
Чувство сомнения в своих возможностях, стыда, зависимости; социально – значимое качество – основы воли | |
А. Младенческий возраст (орально – сенсорная стадия; оральная стадия, по З. Фрейду; от рождения до года) |
Базовое доверие |
Базовое недоверие к миру (безнадежность); социально – ценное качество – надежда (начало, как у З. Фрейда: стремление к жизни против стремления к смерти (эрос и танатос; либидо и мортидо)) |
Прочие материалы:
Значение игры для
всестороннего воспитания ребёнка
Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него форми ...
Результаты изучение связи родительского отношения и социометрического
статуса
Результаты изучения родительского отношения.
Высокие тестовые баллы по соответствующим шкалам интерпретируется как.
- отвержение (17 высокие значения).
- социальная желательность (63% высокие значения).
- симбиоз (43% высокие значения ...
Волевые качества личности
В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что "первый шаг труден&quo ...
Навигация