Психологические особенности распознавания эмоций взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста

Психология развития » Возрастная и гендерная специфика социализации в подростковом возрасте » Психологические особенности распознавания эмоций взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста

Страница 2

Для проверки наших гипотез были исследованы особенности распознавания эмоций взрослых и эмоций сверстников. По результатам данного исследования мы смогли разделить всех детей ни три группы по успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что эффективность распознавания старшими дошкольниками эмоций взрослых выше, чем распознавания эмоций сверстников. Можно предположить, что способность к распознаванию эмоций сверстников начинает свое становление позже, чем способность к распознаванию эмоций взрослого по выражению лица. Дети включаются во взаимодействие со сверстником позже, чем со взрослым, и только в дошкольном возрасте сверстник становится предпочитаемым партнером по общению.

Исследование связи успешности распознавания ребенком эмоций взрослого и сверстника, с одной стороны, и социометрической позиции ребенка в коллективе и особенностей переживания ребенком внутрисемейной ситуации, с другой, позволило установить следующее. Дети с высоким статусом лучше распознают эмоции сверстника, чем дети с низким социометрическим статусом. Возможно, что более высокая успешность в распознавании эмоций способствует более высокому статусу в коллективе, либо что дети, принятые в группе, обладают большей коммуникативной компетентностью и, соответственно, лучше ориентируются в экспрессивном выражении чувств партнера. Дети, воспринимающие свою семейную ситуацию как конфликтную, хуже распознают эмоциональные состояния по выражению лица. Конфликтность в семье не позволяет строить отношения между родителем и ребенком на основе эмпатии, взаимного принятия, что существенно снижает возможности ребенка к сопереживанию, а, следовательно, и опознанию эмоциональных состояний.

Данные нашего исследования позволили выявить гендерные особенности распознавания эмоций по выражению лица в данном возрасте. Наибольшее количество девочек распознает эмоции со средним уровнем успешности, в то время как мальчики распределились по всем трем группам успешности распознавания эмоций довольно равномерно. Девочки более успешно категоризуют эмоции, чем мальчики, а мальчики лучше опознают эмоции удивления и злости, а девочки лучше опознают эмоцию страха.

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Особенности ведущей деятельности
Как отмечает Е. О. Смирнова, признаком ведущей деятельности отнюдь не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которо ...

Субъективные факторы, влияющие на возникновение и проявление тревожности
Что вызывает появление оценочной тревожности как черты характера? Какие факторы повышают оценочную тревожность и ее компоненты (беспокойство и эмоциональность)? В более поздних работах Спилбергер и его коллеги дополнили понимание оценочн ...

Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента
Этапы исследования: 1. Выявить типы родительских отношений. 2. Определить уровень психологической готовности детей к обучению в школе. 3. Обобщить и проанализировать полученные результаты. Методики исследования: 2.2.1 Тест-опросник р ...