Возрастная и гендерная специфика социализации в подростковом возрасте

Психология развития » Возрастная и гендерная специфика социализации в подростковом возрасте

Формирование правовой культуры современного российского общества актуализировало проблему изучения эффективного механизма совершенствования правовой образованности людей, их умений и навыков пользоваться правом в реальной жизни. При этом морально-правовое развитие существенным образом изменяется и приобретает зрелость в подростковом возрасте.

Становление самосознания представляет собой центральный вектор личностного развития в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Являясь основным новообразованием подросткового возраста, самосознание интенсивно развивается в этот период, претерпевает значительные изменения, общим направлением которых является путь от синкретичности самосознания к его дифференцированности (Л.С. Выготский).

Таким образом, целью нашего исследования стало изучение гендерной и возрастной специфики морального развития и развития правосознания в подростковом возрасте.

Возрастная и гендерная специфика правовой социализации в подростковом возрасте

Выдвинутые нами гипотезы таковы:

1) уровень развития правового и морального сознания в старшем подростковом возрасте будет выше, чем в младшем;

2) уровень развития правового и морального сознания у девушек и у юношей будет существенно отличаться.

Для сбора эмпирического материала использовались методики: "Гипотетические моральные дилеммы" Л. Колберга и, построенный на основе концепции Колберга, "Опросник Д. Тапп".

Полученные данные подвергались качественному анализу, с целью определить уровень морального и правового развития путем сопоставления ответов испытуемых с характеристиками отдельных уровней по Л. Колбергу и Д. Тапп.

В исследовании принимали участие 2 группы испытуемых, общим количеством 34 человека (девушки и юноши). Возраст испытуемых первой группы - 11 - 13 лет, второй - 15 - 16 лет.

Далее подробнее остановимся на полученных результатах и выводах исследования.

Уровень развития и морального, и правого сознания в старшем подростковом возрасте наблюдается более высокий, чем в младшем. У подростков 11 - 13 лет в восприятии ими законов и прав преобладает эгоцентрическая точка зрения, они следуют законам, чтобы избежать наказания.

А испытуемые 15 - 16 лет в определении закона уже учитывают точку зрения социальной системы, признают ее всеобщую значимость и исполняют законы для поддержания общественного порядка. Кроме того, старшие подростки обладают большей правовой грамотностью и осведомленностью, чем подростки младшего подросткового возраста.

Что касается решения моральных проблем, то в младшем подростковом возрасте оно осуществляется с опорой на поддержание хороших межличностных отношений с окружающими.

А в группе старших подростков уже появляются ответы с ориентацией на универсальные принципы справедливости, на высшую ценность человеческой жизни.

Таким образом, полученные данные подтверждают существование связи между уровнем развития правового и морального сознания индивида и его возрастом, которая была выявлена Л. Колбергом.

Гипотеза о том, что уровень развития правового и морального сознания будет различным в зависимости от гендерной принадлежности, эмпирически не подтвердилась.

Однако нами выявлено существование некоторых гендерных особенностей развития правового и морального сознания. Девушки как старшего, так и младшего подросткового возраста следуют законам для поддержания общественного порядка и ориентируются на социально одобряемое поведение.

В группе юношей старшего подросткового возраста результаты, разнообразнее: встречаются как самые высокие уровни развития правового и морального сознания, так и самые низкие, они обладают большей свободой при ответах на вопросы, касающиеся правового устройства общества. Причиной этому, как подчеркивают К. Доу и К Гиллиган, могут служить противоположные принципы морального развития в гендерной социализации юношей и девушек.

Кроме того, правовая грамотность младших подростков находится на очень низком уровне и вопросы правового характера зачастую вызывают у них серьезные затруднения. Это связано с тем, что в возрасте 11 - 13 лет у испытуемых практически нет доступа к информации правового характера и специального обучения правовой грамотности.

Взаимосвязь процесса становления самосознания и субъективных кризисных явлений в старшем подростковом возрасте

Анализ личностного кризиса подросткового возраста требует обращения к исследованию процесса личностных изменений и их переживания субъектом кризиса. В связи с этим преломление кризиса в самосознании старших подростков составляет предмет нашего исследования.

Следует отметить, что подобное обращение к внутренней картине личностного кризиса не является типичным в современной исследовательской практике, которая, как правило, оставляет за пределами содержательного анализа субъективную сторону данного явления. Нами сделана попытка выделить и проанализировать ряд внутренних аспектов личностного кризиса, среди которых: переживание личностных изменений, негативный фон самоотношения, степень дифференцированности самосознания и т.д.

Целью исследования стало выявление характера взаимосвязи процесса становления самосознания и субъективных кризисных явлений в старшем подростковом возрасте.

Методы

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:

модифицированная методика семантического дифференциала (СД) для изучения степени дифференцированности самосознания;

методика свободного самоописания для исследования содержательных особенностей образа "я" старших подростков;

методика неоконченных предложений для изучения представлений старших подростков о своем возрасте, об изменениях, происходящих с ними в данный возрастной период, и т.д.;

тест-опросник самоотношения (ТОС (В.В. Столин));

социометрия для изучения особенностей межличностных отношений подростка;

тест-опросник "Подростки о родителях" (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына) для изучения особенностей отношения подростка к родителям.

Исследование позволило выделить ряд особенностей процесса становления самосознания старших подростков. Были выявлены 4 индивидуально-типологических варианта семантической структуры самосознания в старшем подростковом возрасте, различающихся по степени и характеру дифференцированности. Первый вариант семантической структуры отличается крайней синкретичностью и характеризует низкий уровень развития самосознания. Второму варианту свойственно практически полное отсутствие структуры, разрозненность понятий внутри семантического пространства, что свидетельствует о низкой способности к рефлексии и начальном уровне развития самосознания. Третий вариант также характеризуется разрозненностью понятий, однако эта разрозненность иного свойства: она отражает процесс активного развития самосознания, его кризиса. Наконец, четвертый вариант соответствует зрелой структуре самосознания, отличаясь высокой степенью его дифференцированности.

Нами обнаружены значимые различия (р=0,05) в распределении вариантов структуры самосознания в зависимости от класса обучения испытуемых. Общая тенденция состоит в повышении степени дифференцированности самосознания от 8 к 10 классу. Тот факт, что не обнаружено значимых различий в распределении вариантов структуры самосознания в зависимости от возраста испытуемых, подтверждает положение о ведущем значении для развития ребенка социальных факторов (социальной ситуации развития) по отношению к факторам биологическим (фактическому возрасту ребенка).

Обнаружены значимые различия в содержании самоописаний подростков в зависимости от степени дифференцированности самосознания. Так, более высоким статусам (3 и 4 варианты семантической структуры самосознания) соответствует, как правило, самоописание более зрелого уровня (р<0,01). Аналогичные результаты получены по методике неоконченных предложений: анализ собственных личностных качеств, взглядов, ценностей, а также их изменения, более свойствен подросткам с дифференцированным самосознанием; напротив, подростки, не обладающие зрелой структурой самосознания, как правило, анализируют лишь внешнюю сторону происходящих с ними изменений.

Согласно данным ТОС, третьему (кризисному) варианту семантической структуры самосознания соответствуют более низкие показатели самоотношения, нежели другим вариантам (р<0,01). Сказанное касается как интегрального самоотношения, так и его частных особенностей, таких как самоуважение, аутосимпатия, ожидание положительного отношения окружающих, самоуверенность и т.д. Следовательно, кризис самосознания сопровождается эмоциональными и когнитивными изменениями самоотношения.

Прочие материалы:

Учение как деятельность
Итак, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ...

Описание результатов исследования
Методика социометрического измерения проводилась следующим образом. Участникам эксперимента для начала было предложено в правом верхнем углу социометрической карточки написать код, то есть фамилию, имя, отчество (инициалы). Я сразу сделал ...

Привязанность ребенка к матери.
Изучение привязанности ребенка к матери - одно из ведущих направлений экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. Нет прочнее и ближе связи - физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка. Мать вынашивает м ...