Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви

Страница 7

" Вы участвуете в психологическом исследовании значения любви в жизни человека.

Разделите, пожалуйста, свой листок на три колонки.

В первую колонку столбиком друг под другом напишите 5 ответов на вопрос: "Зачем человеку нужна любовь? ". Ответы должны начинаться со слова "чтобы". Теперь задайте вопрос "Зачем это человеку? " к первому ответу в первой колонке. Запишите свой ответ во вторую колонку. Он также должен начинаться со слова "чтобы". Затем заполните третью колонку, задав вопрос "Зачем это человеку" к ответу во второй колонке. Ваш новый ответ должен начинаться со слова "чтобы".

Аналогично заполните четыре следующие строчки вашей таблицы.

Она будет иметь вид:

Зачем человеку нужна любовь?

Зачем это человеку?

Зачем это человеку?

чтобы

чтобы

чтобы

чтобы

чтобы

чтобы

Результаты теста обрабатывались методом контент - анализа: все ответы испытуемых были разбиты по категориям, после чего подсчитывалась значимость каждой категории.

Категория

Значимость в% для мужчин

Значимость в% для женщин

Я

76,5

82,3

Семья, род

11,5

7,9

Партнер

3,6

4,7

Человечество, люди

3,2

2,8

Жизнь

2,5

1,7

Мы

1,9

0,2

Любовь

0,8

0,4

Иерархия мотивировок оказалась одинаковой для мужчин и женщин. На первом месте оказалась категория "Я", включающие мотивировки связанные с потребностями человека. Эта категория распалась на две подгруппы:

дефицитарные потребности: "не быть одиноким, чтобы не было скучно, чтобы не было грустно, не быть несчастным, быть нужным, не растерять связь с близкими";

позитивно сформулированные потребности: "быть счастливым, получать удовольствие, быть любимым, радоваться жизни, жить в гармонии, получать нежность, заботу, общаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться, реализовать творческий потенциал". Эта группа включает также потребности, при реализации которых любовь является лишь средством "заработать денег, улучшить положение в обществе, быть, как все".

На втором месте оказались ответы, связывающие любовь с созданием семьи, счастьем иметь детей, продолжением рода. Третье место занимать ориентация в отношениях на партнера: желание отдавать, дарить, делать другого человека счастливым, заботится о нем, уважать партнера. Категория "человечество, люди" отражает связь любви в сознании респондентов с глобальными задачами выживания человечества, улучшением человека, отношений между людьми. Категория "жизнь" включает видение любви как средства улучшения жизни, ее обогащения, наполнения смыслом (при этом мотивировки "жить, жить припеваючи, жить счастливо" относились к потребностям Я). Категория мы включает мотивировки "чтобы существовало чувство Мы", "чтобы Мы было важнее, чем Я" и связана с ориентацией не на себя, не на партнера, а на нечто новое, что рождается во взаимодействии, на категорию "МЫ". Категория "любовь" включает объяснение смысла любви самим фактом существования любви "чтобы была любовь" (мотивировки "чтобы быть любимым, чтобы любить" относились к категории Я).

На основе анализа смысловых групп глаголов и мотивировок были выделены 16 типов ситуаций, связанных с любовью. Ответы на вопрос: "зачем человеку нужна любовь? " не отражали негативных аспектов близких отношений, которые можно было определить только через анализ разных типов глаголов.

Смысловые группы глаголов

Типы мотивировок: "Зачем человеку нужна любовь? "

Типы ситуаций

Радуется, смеется, улыбается, шутит, раскрывается, веселится, летает

Чтобы быть счастливым, радовать жизни

Счастье в любви

Терпит, подчиняется, страдает, нервничает, злится, переживает, боится, плачет

Чтобы не быть несчастным, чтобы в мире было меньше горестей

Боль от любви

Ждет, надеется, верит, мечтает

Чтобы строить вместе планы на будущее

Ожидание любви

Ревнует, требует, добивается, следит, скандалит, не доверяет

Ревность

Заботится, опекает, оберегает, лелеет, холит

Чтобы было о ком заботиться, чтобы получать заботу, нежность, помощь

Забота в любви

Бросает, уходит, изменяет, гуляет, издевается, обманывает

Чтобы иметь одного единственного друга

Измена

Бросает, уходит, избегает, убегает, улетает

Уход любимого человека

Ласкает, целует, хочет, гладит, обнимает, соблазняет, овладевает, желает

Чтобы получать удовольствие, чтобы удовлетворять сексуальные потребности

Секс

Ценит, уважает, обожает, любит, гордится женой, восхищается

Чтобы тебя любили, чтобы ты был кому-то нужен

Принятие любимым человеком

Дарит, ублажает, обеспечивает, дает

Чтобы сделать счастливым другого человека, чтобы отдавать, чтобы дарить свою теплоту и ласку

Самоотдача в любви - Получение в любви

Ухаживает, охмуряет, играет, кокетничает, улыбается, смеется, флиртует, хохочет

Игра в любовь

Воспитывает детей, создают уют, сидит дома, выполняет домашние обязанности (гладит, убирает, готовит, стирает)

Чтобы иметь детей, чтобы выйти замуж, чтобы создать счастливую семью

Создание семьи

Подчиняется - подчиняет, терпит, контролирует, унижает. позволяет

Власть в любви

Ругает, скандалит, бьет, дерется, убивает, издевается

Агрессия в любви

Рисует, поет, танцует, создает, творит, импровизирует, посвящает стихи, фантазирует

Чтобы реализовать свой творческий потенциал, чтобы самореализоваться

Творчество в любви

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Прочие материалы:

Системный анализ определений и психологических теорий любви
Что там, за ветхой занавеской Тьмы? В гаданиях запутались умы. Когда же с треском лопнет занавеска, Увидим все, как ошибались мы. Омар Хайям Частотные словари современных языков свидетельствуют о том, что "любовь" - одно из ...

Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка
Анализ современного педагогического процесса показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении с взрослыми редко бывает удовлетворена. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной трев ...

Развитие конфликта
Разнообразие точек зрения и различие в восприятии реальности порождает конфликтное поведение, поскольку понимание ситуации как конфликтной приходит в результате осмысления возникших противоречий, являющихся источниками конфликта. Случаетс ...