Диагностика сформированности адекватной самооценки младших школьников

Страница 2

На третьем этапе проводится итоговая проверка знаний, умений и навыков.

Итоги работы показали, что:

Таблица 2.

Респонденты

Оценка по предмету

Выбранный уровень

Уровень самооценки

Люда В.

5

1 уровень

заниженная

Женя Д.

3

1 уровень

Адекватная

Миша К.

5

3 уровень

Адекватная

Надя М.

4

1 уровень

Завышенная

Никита Н.

3

1 уровень

Завышенная

Дима С.

4

1 уровень

Завышенная

Оля С.

4

1 уровень

завышенная

Также была проведена модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур.

Цель: изучение типа самооценки.

Порядок проведения: экспериментатор раздал детям листы бумаги с нарисованной лесенкой (6 ступенек: 1 ступень – самые плохие дети; 2 ступень – плохие дети; 3 ступень – средние плохие дети; 4 ступень – средние хорошие дети; 5 ступень – хорошие дети; 6 ступень – самые хорошие дети) и говорил, что на этой лесенке – все дети внизу – самые плохие, ступенькой повыше – плохие, еще выше – средние плохие дети…, а на самом верху самые хорошие. «Где ты среди этих детей? Отметь галочкой. Почему ты себя поставил именно на эту ступеньку?»

Дети, поставившие себя на 1–2 ступень, обладают заниженной самооценкой. Им свойственна пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Заниженная самооценка – один из источников проблем в обучении.

Дети, поставившие себя на 3–4 ступень, обладают адекватной самооценкой. Им свойственны активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими, не дразнят других детей в случае выигрыша. У них сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации.

Дети, поставившие себя на 5–6 ступень, обладают завышенной самооценкой. Им свойственны повышенная активность, конфликтность, категоричность, агрессивность. Такие дети во всем стараются быть лучше других. Во время игр стремятся занять лидирующие роли. Главным мотивом учебной деятельности часто является высокая отметка («5»), полученная любым путем. У таких детей проявляется высокий уровень притязаний на признание.

Обработка результатов показала следующее (см. таблицу 3).

Таблица 3. Результаты изучения типа самооценки

Респонденты

Выбранная ступенька

Тип самооценки

Люда В.

1 ступень – самые плохие дети

заниженная

Женя Д.

4 ступень – средние хорошие дети

адекватная

Миша К.

4 ступень – средние хорошие дети

адекватная

Надя М.

5 ступень – хорошие дети

завышенная

Никита Н.

6 ступень – самые хорошие дети

завышенная

Дима С.

5 ступень – хорошие дети

завышенная

Оля С.

5 ступень – хорошие дети

завышенная

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Способы разрешения конфликтов
Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со спо­собом его разрешения. Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т.е. в данном случае способ преодо ...

Особенности формирования и развития общих способностей у детей младшего школьного возраста
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становиться стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьной возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависят уро ...

Кратковременный и длительный стресс
Рассматривая адаптационную энергию человека, как основной источник необходимых приспособительных реакций к условиям среды, Г.Селье предположил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требо ...