3) способность к наращиванию способов самоконтроля.
При организации проверочных и контрольных работ такого вида имеют место:
1) постоянный контроль и необходимая помощь со стороны учителя;
2) учет индивидуальных различий школьников;
3) возрастающая роль самостоятельной работы учеников;
4) оптимальное использование различных дидактических пособий при подборе материалов.
Такой же подход к выполнению разно-уровневых заданий предложен в книге «Развитие личности в обучении», где сформулированы следующие требования к проведению проверочных и контрольных работ:
1. Отсутствие травмирующих факторов при выполнении работы:
а) учитель имеет право подойти к ученику, который испытывает затруднения при выполнении работы;
б) если ученик не успевает закончить работу за то время, которое отведено на нее, то ему дается дополнительное время.
2. При проведении проверочной работы фиксируется время ее выполнения каждым учеником.
Проверочные и контрольные работы составлены исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся I–IV классов по русскому языку и предусматривают проверку знаний, умений и навыков учащихся на трех основных этапах обучения: первичное усвоение материала, последующее его закрепление и активное оперирование усвоенным материалом. Наряду с традиционными видами проверочных работ – диктантом, списывание и т.д. – предлагаются работы разно-уровневого характера и тесты.
Для проверки первичного усвоения на первом этапе сформулированы простые задания, рассчитанные на 5–10 мин позволяющие учителю сразу определить степень понимания учебного материала. Ниже приведены соответствующие работы по теме «Алфавит» (I класс).
Работа 1.
1-й уровень
Запиши первые десять букв алфавита.
2-й уровень
Продолжи алфавит: л, …, …, …, ц.
3-й уровень
Расшифруй слова, используя алфавит: и, а, з, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е.
Работа 2.
Напиши ряд букв, исправь ошибку: а, в, б, д, е, ж.
2-й уровень
Выпиши из слов ёлки, маяк, лес, сугроб, гласные буквы в алфавитном порядке.
3-й уровень
Запиши гласные буквы в алфавитном порядке.
Для проверки прочности закрепления изученного материала на втором этапе предлагаются более сложные задания, включающие материал на повторение.
Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески.
Обучение учащихся умению самооценки по программе развивающего обучения (система Л.В. Занкова) начинается на этапе «введения в школьную жизнь». Дети знакомятся с «лесенкой достижения», на которой они отмечают крестиком исходный уровень владения данным навыком, а затем ребята фиксируют свои достижения, передвигая крестик или фигурку по лесенке. Ценность этого метода представляет точная направленность на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом, а так же то, что он способствует формированию адекватной самооценки.
Прочие материалы:
Ассоциации
Все представления, содержащиеся в памяти, существуют обычно не сами по себе, а группируются в определенные совокупности — ассоциации. Ассоциация — это связь, сочетание определенных представлений между собой. Ассоциация между представлени ...
Влияние особенностей личности летчика на климат экипажа.
Военные летчики оказывают максимальное или минимальное, положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических свойств.
К социально-психологическим свойствам личности летчика, ...
Использование сказок в психокоррекционной работе
В последнее время развивается такое направление как сказкотерапия. Так что же это такое? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Сказка – это «слоеный пирог». В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекател ...
Навигация