Психотерапевтические методики

Страница 1

Экспериментальная часть работы проводилась в МОУ ДО Социально-психологического центра "Ника".

На первом этапе работы проводилось тестирование и отбор подростков с психоэмоциональными нарушениями (агрессия, депрессия и другие). Кроме тестирования проводили контроль диагноза по медицинским картам подростков.

Для выявления психоэмоциональных расстройств применяли следующие методики.

1. Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний. [10]

2. Опросник А. Басс и А. Дарки [13]

3. Шкала самооценки Спилбергена-Ханина [18]

Описание методик исследования

1. Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний. Несмотря на то, что утверждения теста очень прямые и позволяют испытуемому скрывать свое истинное состояние, использование опросника Бека в клинической практике показало его высокую эффективность при скрининговых и предварительных обследованиях. Тест можно проводить в групповом и индивидуальном вариантах. Результаты опросника высоко коррелируют с личностной и ситуативной тревожностью и алекситимией. Все утверждения опросника Бека являются прямыми, поэтому для подсчета общего результата необходимо просто просуммировать все баллы, соответствующие выбранным утверждениям.

Оценка результатов

Считается, что испытуемый страдает депрессией, если он набрал более 25 баллов. Результат менее 10 баллов говорит об отсутствии депрессивных тенденций и хорошем эмоциональном состоянии испытуемого. Промежуточную группу составляют испытуемые с легким уровнем депрессии ситуативного или невротического генеза.

Результаты исследования приведены в табл. 1 (Приложение 1) и на рис.1

Рисунок 1 – Оценка депрессии в баллах по группе

Итак, результаты исследования показывают, что у 9 подростков отсутствуют депрессивные тенденции и наблюдается хорошее эмоциональное состояние. Четыре подростка страдают депрессией, у семи подростков наблюдается легкий уровень депрессии ситуативного или невротического генеза.

2. А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угрозы, проклятия, ругань).

3. Косвенная агрессия - использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявлении ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топанье ногами и т.п.)

4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.

5. Раздражение - склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

6. Подозрительность - склонность к недоверию, осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.

7. Обида - проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

8. Аутоагрессия или чувство вины - отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого испытуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно, бессовестно.

Значения по шкалам подсчитывается следующим образом:

1. Физическая агрессия (к=11): 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.

2. Вербальная агрессия (к=8): 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-.

3. Косвенная агрессия (к=13): 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.

4. Негативизм (к=20): 4+, 12+, 20+, 28+, 36-.

5. Раздражение (к=9): 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+.

6. Подозрительность (к=11): 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-.

7. Обида (к=13): 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.

8. Чувство вины (к=11): 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.

При обработке данных ответы "Пожалуй, да" оцениваются как "Да", а "Пожалуй, нет" - как "Нет".

Номера вопросов со знаком "-" требуют регистрации с противоположным знаком: ответ "да" регистрируется как ответ "нет" и наоборот.

Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный скобках при каждом параметре агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления - нормированные - показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.
Групповая динамика- этот термин был впервые использован в 1939 г. К. Левиным, который впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К.Левина, групповая ...

Счастье
Гурнамонд сказал Парсифалю, что тот не должен ни соблазнять, ни соблазняться. Мужчина может не только соблазниться своей анимой, но и попытаться сам ее соблазнить. Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекра ...

Понятие сказки и её виды
Сказка – это вид устного народного творчества. Сюда также относятся мифы, легенды, метафоры, пословицы и прочее. Сказка – это одна из форм эстетического творчества у детей. Один из ее корней – это работа детской фантазии: будучи органом э ...