Личностные характеристики «проблемных» детей

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других психологических проблем, связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителя, воспитание в детском доме, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

Эти знания важны для выявления детей, составляющих так называемую группу высокого риска возникновения поведенческих и психических расстройств. Однако для оказания им реальной и эффективной помощи недостаточно ограничиться знанием их психологических особенностей и проблем поведения. Нужно знать, что именно приводит к нежелательным особенностям их поведения, что делает их поведение проблемным, трудным.

Как показывает опыт работы в качестве психолога - консультанта, проблемными называют тех детей, с которыми у взрослых возникают затруднения: это агрессивные дети, дети прогуливающие школьные занятия, ничем не интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх, тревогу.

Анализ показывает, что данные проблемы ребенка зависят от его семейного окружения, воспитательных подходов его родителей, ошибок, которые они допускают в воспитании.

Особенно чувствителен ко всякого рода дефектам подростковый возраст. Именно дети подросткового возраста являются самыми частыми клиентами школьного психолога, психологов работающих в различных психологических центрах. Непредсказуемость родительских реакций лишает детей ощущения стабильности мира, формирует уродливые характеры, невротические или даже психосоматические расстройства и вызывает проблемное поведение.

Если данное отрицательное влияние взрослых на ребенка не будет устранено, прогноз личностного развития данных детей крайне неблагополучен. Анализ литературы по вопросам семейного воспитания показал, что хотя специалистами делаются заключения относительно того, какое влияние оказывают разные воспитательные установки родителей на эмоциональное состояние ребенка, его характер, в литературе недостаточно представлены экспериментальные исследования на данную тему. Не встречается исследований личностных особенностей проблемных детей подросткового возраста в связи с особенностями стиля воспитания их родителей, а также недостаточно четко в литературе прослеживается влияние отношения родителей в семье на ребенка и содержание, направленность проблем детей. [14]

Согласно исследованиям, проблемным детям свойственны: эмоциональная нестабильность, зависимость от других людей, тревожность, замкнутость, агрессивность и депрессивность.

Подавляющее большинство проблемных подростков испытывают состояние психологического дискомфорта.

Также можно отметить, что проблемным детям свойственна неадекватная самооценка, часто завышенная самооценка сочетается с демонстративностью в поведении.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемные дети отличаются эмоциональной нестабильностью, неуравновешенностью, неадекватной самооценкой, зависимостью от других людей, тревожностью.

Прочие материалы:

Что формирует личность: наследственность или среда?
С самого момента рождения влияния генов и среда тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду, причем и то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в кото ...

Факторы воздействия на ценностные ориентации старшеклассников
Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образ ...

Временные рамки пубертата
Время начала подросткового возраста варьирует и больше зависит от костного возраста (физиологического), чем от хронологического, а также определяется наследственными и средовыми факторами. Имеются различия в хронологических рамках взросл ...