Личностные характеристики «проблемных» детей

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других психологических проблем, связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителя, воспитание в детском доме, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

Эти знания важны для выявления детей, составляющих так называемую группу высокого риска возникновения поведенческих и психических расстройств. Однако для оказания им реальной и эффективной помощи недостаточно ограничиться знанием их психологических особенностей и проблем поведения. Нужно знать, что именно приводит к нежелательным особенностям их поведения, что делает их поведение проблемным, трудным.

Как показывает опыт работы в качестве психолога - консультанта, проблемными называют тех детей, с которыми у взрослых возникают затруднения: это агрессивные дети, дети прогуливающие школьные занятия, ничем не интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх, тревогу.

Анализ показывает, что данные проблемы ребенка зависят от его семейного окружения, воспитательных подходов его родителей, ошибок, которые они допускают в воспитании.

Особенно чувствителен ко всякого рода дефектам подростковый возраст. Именно дети подросткового возраста являются самыми частыми клиентами школьного психолога, психологов работающих в различных психологических центрах. Непредсказуемость родительских реакций лишает детей ощущения стабильности мира, формирует уродливые характеры, невротические или даже психосоматические расстройства и вызывает проблемное поведение.

Если данное отрицательное влияние взрослых на ребенка не будет устранено, прогноз личностного развития данных детей крайне неблагополучен. Анализ литературы по вопросам семейного воспитания показал, что хотя специалистами делаются заключения относительно того, какое влияние оказывают разные воспитательные установки родителей на эмоциональное состояние ребенка, его характер, в литературе недостаточно представлены экспериментальные исследования на данную тему. Не встречается исследований личностных особенностей проблемных детей подросткового возраста в связи с особенностями стиля воспитания их родителей, а также недостаточно четко в литературе прослеживается влияние отношения родителей в семье на ребенка и содержание, направленность проблем детей. [14]

Согласно исследованиям, проблемным детям свойственны: эмоциональная нестабильность, зависимость от других людей, тревожность, замкнутость, агрессивность и депрессивность.

Подавляющее большинство проблемных подростков испытывают состояние психологического дискомфорта.

Также можно отметить, что проблемным детям свойственна неадекватная самооценка, часто завышенная самооценка сочетается с демонстративностью в поведении.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемные дети отличаются эмоциональной нестабильностью, неуравновешенностью, неадекватной самооценкой, зависимостью от других людей, тревожностью.

Прочие материалы:

Общая характеристика деятельности
Нам известно положение о том, что способом существования материи является движение. Движение — неотъемлемое свойство материи. На некотором этапе своего развития материя обретает новое качество и становится жизнью. Теоретически это означае ...

Воображение и восприятие
Поскольку и восприятие, и воображаемый образ зарождаются в мозгу. Возможно постепенное превращение одного в другой. В отличие от ощущений восприятие воспроизводит целостность объекта: его пространственные и временные границы, форму, велич ...

Определение понятия развития.
Психология развития в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времен ...