Влияние уровня сформированности норм эстетического поведения у подростка на его положение в коллективе

Психология развития » Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников » Влияние уровня сформированности норм эстетического поведения у подростка на его положение в коллективе

Страница 2

В социальной педагогике все формы взаимодействия рассматриваются как психосоциальные системы, обеспечивающие взаимодействие людей.

А. В. Мудрик предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение – его индивидуализированные формы». [32, с. 91]

Кроме того, А.В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, определяющие способности к организации общения: соответствующая особенность мышления, свободное владение речью, общительность, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения — ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации. [32, с. 78]

Таким образом, следуя за определением А. В. Мудрик, можно говорить, что такие качества личности как свободное владение речью, общительность, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения, воспитываются именно в процессе формирования эстетических норм у подростков.

Одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей [35, с. 60].

Неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются причиной нарушения общения со сверстниками.

При этом, говоря об эстетическом воспитании как социально-педагогической деятельности, необходимо четко понимать, что такая работа будет эффективной, если будет основана на глубоком изучении личности подростков, поскольку именно индивидуальные черты могут как способствовать, так и препятствовать восприятию прекрасного и неприятию безобразного подростками

Эстетическое восприятие мира подростками, основано на их ценностных ориентациях, поскольку, ценности, которым привержен тот или иной подростка являются ведущими фактором формирования стиля поведения, которая непосредственно определяет его эстетику.

Ценностные ориентации подростков отражают, по сути, его модель поведения в обществе, которая основана на социально-психологических установках, выработанных личностью в процессе воспитания и самовоспитания.

Ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях.

На низшем уровне располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей.

Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду.

Третий уровень системы диспозиций - базовые социальные установки - отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека.

Высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ее ценностных ориентации, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения.

Каждый уровень системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациях общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определенном типе общества в целом. Отдельные уровни системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что ценности определяют эстетику поведения личности в обществе, общее состояние развития морально – этической сферы личности .

В ходе исследования смысложизненных ценностей подростков, проведенного В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз было установлено, что такие эстетические ценности как красота, сдержанность, вежливость, правдивость не являются характерными для подростков. Их отношение к правде, красоте и, что особенно настораживает, к жизни — весьма неоднозначное. 71% респондентов считают, что «не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение». Для 77% красота не является той ценностью, которая важна в нашем обществе, «спасти мир» сегодня не могут ни правда, ни красота. [3, с. 103].

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Функции сказки
Развивающие функции сказок в развитии детей широки и неотделимы друг от друга. Н.Короткова считает, что "лишь условно их можно разделить на познавательно – нравственную и эстетическую". К познавательно – нравственной функции она ...

Определение стиля педагогической деятельности
Для определения стиля педагогической деятельности использовалась методика Симонова В.Л. (Приложение 1). Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют ...

Болезненный дистресс
Часто болезненный дистресс объединяют в широкое понятие «болезни стресса», что является неверным. Так как сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физичес ...