Персонология Г.Мюррея

Предметом этой психологии является взаимодействие личности с окружающей средой через ее потребности. Основные задачи, решаемые этим направлением:

1) изучение структуры личности;

2)изучение динамики личности;

2)диагностика личности через ее потребности.

В персонологии Г.Мюррея – личность - это система, взаимодействующая с окружающей средой через ее потребности. Развитие личности происходит через развитие потребностей и побуждающие свойства внешней среды

Эта теория личности во многом заимствовала основные положения психоанализа 3. Фрейда.

Главный вклад в теорию Мюррея связан с разработкой понятия «потребность», которая определяется как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию. На потребности влияют «прессы», т. е. реальные или воспринимаемые силы окружающей среды, имеющие побуждающие свойства. Автор предложил список сорока потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), а также перечень прессов (отсутствие семейной поддержки, опасность беды, недостаток или потеря чего-либо, различные сдерживания, отказы и др.). Потребности и соответствующие им прессы объединяются в единице поведения, называемой «тема», которая вместе с набором устойчивых значений и образцов действия образует «потребностный интеграт». На основании этих базовых понятий Мюррей строит векторно-ценностную схему поведения личности.

В структуре личности, так же как и в теории Фрейда, Мюррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго. Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирование личности не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго является не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже литературные герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личностных изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.

Развитие личности, по теории Мюррея, состоит из семи этапов, полученных путем добавления к концепции развития личности Фрейда еще двух стадий: клаустральная (внутриутробный период жизни), в которой какая-либо определенная эрогенная зона не играет роли, но имеется пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), в которой эрогенной зоной является мочевая система, и основные действия, связанные с сексуальным удовлетворением, включают мочевыделение.

Соответственно двум дополнительным стадиям Мюррей описывает два комплекса и соответствующие им типы характера:

1) клаустральный, в котором главным защитным механизмом является отрицание, а формирующиеся черты выражают пассивность и уход;

2) уретральный, в нем главные защиты напоминают анальный тип характера, и акцентируются черты, характеризующие дух соперничества или уступчивости. Мюррей разработал много диагностических методик для исследования личности, среди которых самой известной считается «Тематической апперцепции тест» (ТАТ).

Прочие материалы:

Современная псих и ее место в системе наук
Особое место в развитии псих мысли в России занимают труды Ломоносова.В своих работах по риторике и физике он развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи.У нас в стране псих начала развиваться как ...

Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии
1. Структурная интеграция (рольфинг) Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности, но основан на психотерапевтиче ...

Картина мира у детей
Понятие картины мира тесно связано с понятием образа мира, который А.Н. Леонтьев определяет как целостную, многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В этом понимании образ мира являет ...