Гендерные особенности проявления агрессивности личности в современной психологической науке

Психология развития » Влияние типа гендерной идентичности на уровень развития агрессивности в юношеском возрасте » Гендерные особенности проявления агрессивности личности в современной психологической науке

Страница 3

В первой главе дипломной работе мы попытались проанализировать теории агрессивности, которые лежали у истоков формирования понятия агрессивности с научной точки зрения. Были выделены четыре основные теории, объясняющие природу агрессивности:

¨ Теория влечения – основоположником является 3. Фрейд. Она объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство человека (сюда входят разнообразные теории психоаналитического толка, начиная с ортодоксального фрейдистского психоанализа, а также близкие к ним теории этологические)

¨ Экологическая теория – согласно основоположнику К. Лоренцу, говорит о том, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ. Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции.

¨ Фрустрационная теория – основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Эта теория возникла в противовес концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию - попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

¨ Теория социального научения, предложенная А. Бандурой, которую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (бихевиоральные теории). Образец поведения в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению.

Помимо того, что ученые пытались объяснить природу агрессии, они еще разделили ее на типы и виды. В науке существует два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: социальная агрессия, характеризуемая яркими вспышками ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве, однако, проявление агрессии весьма разнообразно.

Также, различают два основных типа агрессивных проявлений:

• Целевая агрессия

• Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом. А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия

2. Косвенная агрессия

3. Раздражение

4. Негативизм

5. Обида

6. Подозрительность

7. Вербальная агрессия

8. Чувство вины

Также в дипломной работе мы развели понятия пола и гендера:

- пол есть биосоциальный феномен, который можно охарактеризовать как реализацию человеком в социальном пространстве своей биологической природы;

- гендер есть социокультурный феномен, реализующий в социуме нормативно-ценностное строение человеческой сознания.

Отсюда следует вывод, что половая идентичность как форма социальной идентичности детерминирована половозрастными особенностями человека.

Гендерная идентичность (осознание своего пола) означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами, переживание ими своей маскулинности - фемининности, или гендерная идентичность как форма культурной идентичности детерминируется социокультурным опытом народа, т.е. неприродным источником.

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Формирование и развитие психосоматических заболеваний у детей
Межличностные (объектные) отношения оказывают определяющее влияние на психическое развитие ребенка с первых дней его жизни. Идентификация внутреннего «Я» у ребенка видоизменяется на протяжении всего периода формирования его как личности ( ...

Особенности внимания детей с интеллектуальной недостаточностью
Изучением внимания детей с интеллектуальной недостаточностью занималось множество отечественных специалистов. Одним из них является Л.С. Выготский. Он критиковал тех ученых, которые пытались вывести умственную отсталость из дефекта какой- ...

Нейроанатомия эмоций
Наиболее убедительные данные о нейроанатомии эмоций получены в отношении тех мозговых структур, которые определяют знак эмоций. Опыты на животных с электрической стимуляцией и разрушением мозга, а затем и с самостимуляцией мозговых структ ...