Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе

Психология развития » Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе » Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе

Страница 4

в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

г) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого студента, в какой степени студенты разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;

д.) половая дифференциация взаимоотношений.

В результате проведенного социометрического исследования в студенческой группе с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

В результате статусные категории каждого студента:

в экспериментальной группе:

лидеры - 7 человек.

предпочитаемые - 0 человека.

пренебрегаемые - 7 человек.

отверженные - 1 человек.

Исходя, из полученных данных можно сделать вывод, что в экспериментальной группе 49% студентов имеют благоприятный статус, т. е относятся к первой статусным группе, а 51% имеют третий и четвертый статус.

Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) можно определить как низкий, так как в группе преобладают студенты с неблагоприятным статусом - 51%.

В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты: На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в студенческой группе. После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе большинство студентов имеют неблагоприятный статус (51%), то есть относятся к категориям "отверженные" и "пренебрегаемые. После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации: Необходимо изучить систему личных отношений студентов в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого учащегося в группе благоприятный эмоциональный климат, Нельзя оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

Грамотное, квалифицированное использование современного арсенала психодиагностических средств очевидным образом ускоряет достижение и улучшает качественную составляющую результата работы практического психолога. При этом требование грамотности и квалифицированности использования подразумевает не только теоретическое знание, но и наличие навыков практического применения этих средств в процессе индивидуальной и групповой психологической, социально-адаптационной и социально-педагогической работы.

Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

Таким образом, в результате исследования, на примере межличностного общения студентов, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза. С одной стороны, уровень благополучия межличностных отношений возрастает на основе благоприятного психологического климата, с другой, - высокий уровень благополучия межличностных отношений создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Страницы: 1 2 3 4 

Прочие материалы:

Стадиальность и непрерывность психического развития.
Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развити ...

Социально-психологическая сущность группы
Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководит ...

Нейролингвистическое программирование
Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это новое направление в психотерапии, создателями которого по праву считают Р.Бендлера и Дж. Гриндера. Одним из основополагающих положений НЛП является уверенность в том, что любой человек име ...