Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии

Психология развития » Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе » Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии

Страница 1

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно много.

Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента имеет большое значение. Например, изучение их взаимосвязи в студенческих группах способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом; исследование в организации, на предприятии поможет улучшить экономические показатели, удовлетворенность работой, психологический климат в коллективе. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и свойств темперамента, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплоченность и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является самостоятельной задачей, имеющей практическое и теоретическое значение. [9,10,18]

Одной из наиболее важных проблем социальной и общей психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте является проблема межиндивидуальных взаимоотношений людей. Взаимоотношения всегда проявляются в контактных группах. Они проявляются с восприятия и познания людей друг другом, с возникновения первого впечатления, где существенное значение имеет внешняя экспрессия и т.д. Взаимоотношения развиваются под действием различных факторов. Социальные нормы, существующие в обществе, конвенциональные нормы в группе являются влияющими факторами во взаимоотношениях. Большое значение имеет взаимодействие людей в исполнении функциональных ролей при внутригрупповом общении ,этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев. Е.С. Кузьмин и др. Однако, характер взаимоотношений, в конечном счете, зависит от личностных черт людей, от сознания внешних и внутренних условий функционирования группы.

А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, развивая концепцию А.Ф. Лазурского, считают отношениями целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.[26,28]

Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию.

Субъективная значимость отношений с другими людьми привлекала к этой действительности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии.

В психологии принято различать несколько феноменов межличностного взаимодействия: взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, межличностное общение и такие интегративные феномены, как совместимость и срабатываемость.

Межличностное взаимопонимание является одним из основных феноменов межличностного взаимодействия. Взаимопонимание характеризуется сходством субъективных суждений партнеров друг о друге и соответствием этих суждений объективным особенностям этих лиц. Прежде чем включаться в общение необходимо выработать отношение к партнеру, так как человек осознанно или неосознанно познает другого человека, постоянно сравнивая конкретных лиц друг с другом, со своей личностью, потому что в основе взаимопонимания лежит механизм сравнения и идентификации.

Второй важнейший феномен межличностного взаимодействия - межличностное взаимовлияние. Взаимовлияние - есть воздействие на другую личность, предполагающее изменение поведения, мыслей и чувств. В основе взаимовлияний лежит механизм подражания, внушения, комфортности.

Мера взаимовлияний зависит от характера межличностных отношений: лица с установившимися положительными отношениями чаще, быстрее, больше поддаются взаимному влиянию, вследствие чего они чаще обнаруживают сходство мнений, оценок и легче приходят к согласию по спорным вопросам.

Третий важнейший феномен межличностного взаимодействия - взаимные действия. Взаимодействия выражаются в содействии, бездействии и противодействии поступкам и деятельности партнера. Н.Н.Обозов.[16,20]

В истории психологии существовало несколько попыток описать структуру этих взаимодействий. Так, например, на Западе большое распространение получила так называемая «теория действия», или «теория социального действия», в которой в различных вариантах велось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались: М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Янг, Фримен. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. В теории Т. Парсонса была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия.У Т. Парсонса в основе деятельности лежат межличностные взаимодействия, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Начинается же все с единичного действия, как некоего «элементарного акта»; из них впоследствии складываются системы действий.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Бихевиоризм
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и живо ...

Пути формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Такие ученые, как К. Роджерс, Р. Бернс, Е.П. Белинская, А.А. Реан и Я.Л. Коломинский считают, что именно под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид, формируется самооценка. «Особенно важными для ребенка являютс ...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и ...