Нами было проведено исследование в четырех семьях. Сначала подростку и его родителям было предложено пройти опросник Айзенка по определению темперамента (см. приложение). Затем было проведено интервью (см. приложение) с подростками, были заданы вопросы, касающиеся их отношений с родителями. Далее перед нами стояла задача выявить, как отношения в семье зависят от темперамента ребенка и родителей.
В результате проведения исследования нами было выявлено, что в большинстве своем темперамент членов семьи отражается в семейных отношениях.
В семье, где мать и дочь холерики, а отец сангвиник, мать бурно реагирует на поведение дочери, на ее поступки и неудачи, отец же относится к этому спокойней. Мать интересуется жизнью ребенка (школьной, личной), отец же проявляет меньший интерес. Родители чувствуют настроение ребенка и готовы поддержать его в трудную минуту, что свойственно их темпераментам.
Отношения в семье складываются хорошо, присутствует взаимопонимание, но все-таки они не стабильны из–за столкновения двух холериков (ребенку часто хочется уйти из дома), но наличие человека с сильной нервной системой уравновешивает их.
В семье, где присутствуют три холерика, отношения складываются не легко. Общее состояние в семье подросток оценивает как раздраженное. В данной семье родители следят за каждым шагом подростка (не разрешают приходить поздно домой, следят за личной и школьной жизнью) и в большинстве случаев не довольны его поступками. Родители не видят личность в подростке. Это вызывает бурную реакцию подростка – холерика, что приводит к частым конфликтам в семье. Иногда родители в порыве чувств не замечают проблем подростка и не поддерживают его в трудную минуту. Поэтому ребенку часто хочется уйти из дома. В семье, где нет человека со стабильной нервной системой, отношения очень напряженные, каждый день на грани скандала.
В семье, где два сангвиника (мать, подросток) и флегматик (отец), отношения складываются легко. Они построены на полном взаимопонимании (нет жесткого контроля личной и школьной жизни подростка). Неудачи, ошибки ребенка принимаются спокойно. Отношения доверительные. Правда иногда родители не в состоянии оценить настроение подростка, и порой легкомысленно относятся к его проблемам. При этом они видят в подростке личность. Ссоры в данной семье случаются редко, поэтому ребенку очень редко хочется уйти из дома. В семье, где все обладают устойчивой нервной системой, отношения складываются куда лучше, чем в семьях, выше описанных.
В семье, где подросток и мать – флегматики, а отец – холерик, отношения складываются в большинстве случаев стабильно. Мать и отец по-разному реагируют на проблемы ребенка. Мать относится спокойно и пытается помочь подростку советом, отец же вспыльчивее относится к неудачам подростка. Поэтому иногда случаются мелкие ссоры, но они быстро заканчиваются миром. проблемы часто возникают из – за непонимания стиля подростка. Мать – флегматик часто смотрит консерваторки на одежду подростка, или же музыку, которую он слушает. Отец иногда тоже резко реагирует на стиль. Тотального контроля жизни подростка нет, но родители стараются быть в курсе дел подростка. Семья часто собирается вместе. Порой подростку хочется уйти из дома, но это желание вскоре затухает. В целом отношения складываются стабильно.
Выводы. Проанализировав отношения в исследуемых семьях, мы пришли к выводу, что темперамент членов семьи влияет на отношения между ними. В семьях, членами которых являются обладатели ‘‘стабильных’’ темпераментов (флегматик, сангвиник) отношения складываются более легко, чем в семьях, состоящих из людей с холерическим темпераментом. Подростки оценивают эти отношения как менее напряженные, неконфликтные, теплые
Прочие материалы:
Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7
лет
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовнос ...
Классификация воображения
Воображение
– отражение будущего, создание нового образа на основании прошлого опыта.
Воображение
– это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение нап ...
Влияние тревоги на эффективность деятельности
В последнее время тревожность изучается также как процесс, в частности, в работах Ч. Спилбергера, Ф.Е. Василюка, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова.
Экспериментальное изучение влияния тревоги на эффективность деятельности дает однозначные резу ...
Навигация