Конфликт в понимании психологической науки

Страница 4

Современная точка зрения исходит из представления о двойственной природе конфликта, в том числе и о его позитивных функциях:

- Конфликт - источник развития;

- Конфликт - сигнал к изменению;

- Конфликт - возможность сближения;

- Конфликт - возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношении.

Таким образом, анализ различных подходов к понятию «конфликт» показывает, что оно применяется для обозначения широкого круга явлений от внутриличностного до социального уровня. При всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального либо в силу ограничения охватываемых им явлений, являясь лишь частью конфликтной феноменологии, либо из-за многозначительности используемых формулировок.

Анализ публикаций по проблеме конфликта показал, что психоаналитический подход рассматривает конфликты как явления, имеющие интерапсихическое происхождение; ситуационный подход - как результат зависимости от внешних условий, ситуации (стимула). Когнитивистские подходы видят конфликт в новом измерении - когнитивном пространстве; позиция отечественных психологов основана на том, что восприятие и интерпретация внешней ситуации и внутренних переживаний, это обязательное условие существования конфликта, тем самым также указывает на когнитивную составляющую его возникновения. Современная психология отмечает позитивные функции конфликта.

На наш взгляд современная психология зрения наиболее точно отражает значимость внутриличностного и межличностного конфликтов, как естественной формы принятия людей, признавая важные функции конфликтов в развитии личности и ее отношениях с другими людьми. Следовательно, чтобы конфликт не был только спором, соперничеством и «враждебной войной», доставляющим неприятности, необходимо выяснить какие бывают конфликты.

Страницы: 1 2 3 4 

Прочие материалы:

Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и п ...

Констатирующий эксперимент
Проводился с детьми, находящимися на лечении в больнице. Экспериментальное исследование проходили дети в возрасте 12-14 лет. Количество обследуемых детей составляло 30 человек. Обследуемые дети имели такие диагнозы: 8 детей – бронхиальна ...

Основные этапы в истории становления психологии
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми ж ...