Гештальтпсихология

Страница 2

Немецкий психолог Макс Вертгеймер – один из основателей гештальтпсихологии – исследовал зрительное восприятие. В качестве основного принципа формирования психики он утверждал принцип целостности. Им сформулированы основные постулаты гештальтпсихологии. Является автором статьи «Исследования, относящиеся к учению о гештальте» (1923), книги «Продуктивное мышление» (1945).

Вольфганг Келер – известный немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии, сделал открытие «инсайта» (озарение). Автор сочинений «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» (1917), «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» (1920), «Гештальтпсихология» (1929). Один из его подопытных шимпанзе (Келер назвал его «Аристотелем среди обезьян») справлялся с задачей доставания приманки (банана) путем мгновенного схватывания отношений между разбросанными предметами (ящиками, палками), оперируя которыми он достигал цели. У него наблюдалось нечто подобное «озарению».

Одним из учеников Вертгеймера Куртом Левиным (1890–1947) была создана «теория поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу. К. Левин считал, что психология должна объяснять психические явления прежде всего в категориях «отношений», а не изолированных «вещей». К заслугам К. Левина относят глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей. В то же время отмечают, что в его концепции мотивация рассматривается во многом изолированно от других сторон поведения человека. В дальнейшем, эмигрировав из фашистской Германии в США, Курт Левин занялся изучением проблемы межличностных, отношений, а также анализом таких проблем, как стили руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п. Все эти проблемы имеют прямое отношение к психологии и этике делового общения.

Изучая мышление человека, гештальтпсихологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

Автор

Предмет и задачи исследования

Основные результаты

М. Вертгеймер

Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется

Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления

К. Коффка

Изучение свойств, законов и развития восприятия

Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов

В. Келер

Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей

Инсайт, законы образно-схематического мышления

К. Левин

Исследование психологического поля личности и социального поля группы

Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства

Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам – от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики дали возможность понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Основные характеристики восприятия
Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих предметов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химич ...

Нарушение влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, неред ...

Общие функции внимания
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятии (А.В. Петровский). Внимание не существует в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к че ...