Понятие времени

Страница 2

Время для описания физических законов в строгой форме было введено И. Ньютоном. Он считал, что существует абсолютное и относительное время. «Абсолютное, истинное математическое время, само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год» [15, с. 15].

Определенным изменениям поддалось представление о времени в теории относительности Эйнштейна, где речь шла об определенной скорости распространения света [2].

Универсальная хронология оказалась недостаточным средством развития знаний в различных отраслях науки. В результате в ХХ в. произошла дифференциация содержания категории «время» и сформировались такие понятия, как: физическое, биологическое, социальное, психологическое время. Некоторые авторы, в зависимости от области их исследований, выделяют также художественное, экзистенциальное, химическое время и др. [3, 5]. Как к любому физическому объекту, к человеку применимы эталоны и единицы физического времени, и именно в этих единицах мы измеряем хронологический возраст. Биологическом возраст – время функционирования индивида как живого организма – мы измеряем руководствуясь т.н. биологическим временем. В обществе так же существуют свои особенные временные отношения, т.н. социальное время. В этом измерении мы можем говорить о социальной зрелости человека, о времени как о пространстве развития человечества. Динамика же внутреннего мира личности, включающего в себя ценности и идеалы человека, его жизненный опыт, чувства, мысли, побуждения, подчинена особым временным отношениям, которые могут быть определены как «психологическое время» [5]. Проблему психологического времени в отличие от физического впервые поставил Анри Бергсон. Он разделил абстрактное время и длительность, т.е. психологическое время. Для психологического времени характерны следующие черты: оно непрерывно, изменяет мир, т.е. оставляет след на вещах, является символом изменения, имеет внутреннюю генетическую взаимосвязь мгновений. Нужно отметить, что в данной работе речь пойдет собственно о психологическом времени.

У собственно психологического времени выделяют разные масштабы. Это ситуативный масштаб, заключающийся в непосредственном восприятии и переживании коротких временных интервалов. Биографический, который основан на закономерностях, проявляющихся при возникновении и смене непосредственных форм переживания времени в различных жизненных ситуациях. В сознании человека формируется определенная система обобщенных временных представлений (концепция времени жизни в масштабе ее жизни). Исторический - когда события, происходящие до рождения индивида, и те, которые произойдут после его смерти, вовлекаются в сферу временных отношений и выступают условием формирования личностной концепции и непосредственных переживаний времени, (напр., генеалогическая преемственность). Все эти масштабы взаимосвязаны между собой [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в разные исторические эпохи у людей было разное отношение ко времени. Размышления о временной организации мира можно обнаружить в мифах, философских, исторических, физических, а также в психологических трудах. Бесспорен тот факт, что время существует объективно, изменно лишь представление о нем, субъективно его восприятие.

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Использование подвижных игр в условиях образовательного учреждения
Подвижная игра – естественный спутник жизни детей младшего школьного возраста, источник радостных эмоций, обладающий великой развивающей и обучающей силой. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формиров ...

Религиозное воспитание
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведе­ния - соответствующие вероучительным принципам определенной ко ...

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали пр ...