Особенности самостоятельности у школьников с нарушением интеллекта

Страница 2

Опыт и исследования работы вспомогательных школ убедительно подтверждают возможность широкого участия умственно отсталых учащихся в различных видах трудовой деятельности.

Трудовое воспитание и обучение во вспомогательной школе содержит в себе богатые коррекционные возможности. Благодаря конкретности и доступности чувственному восприятию целей, задач и содержания трудовой деятельности у учащихся развивается мышление, формируется умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные способы работы.[7]

В процессе трудового воспитания формируется мировоззрение человека, его моральные качества, воспитывается воля и характер. Во вспомогательной школе труд помогает конкретизировать и исправлять нечеткие представления и понятия учащихся об окружающем их мире, социальной значимости труда.

Основой эффективного трудового воспитания является осуществление следующих задач:

- Формирование положительного отношения учащихся к труду;

- Воспитание понимания необходимости участия в труде;

- Развитие интереса к технике, к осваиваемой профессии.

Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к работе, активность, способствуют формированию у детей социальных мотивов деятельности. [2]

Нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося не только фактором, способствующим укреплению порядка и дисциплины, но и средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественно полезному труду. Трудовое воспитание умственно отсталых школьников включает их профессиональную ориентацию. Ознакомление с доступными им видами труда может начинаться с первого класса. Ко времени окончания школы необходимо помочь воспитанникам выбрать профессию, соответствующую их возможностям и интересам.

Формирование положительного отношения умственно отсталых учеников к своей будущей профессии, к доступным видам труда часто осложняется тем, что они завышают свои возможности. При гибком и тактичном подходе к воспитанникам можно направить их усилия на овладение доступной специальностью.

Трудовая деятельность наиболее эффективно способствует развитию личности умственно отсталых школьников.

В процессе труда у них формируются такие ценные черты личности, как коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность. В процессе труда, осуществляемого под руководством и направляющим воздействием учителя, у умственно отсталых школьников происходят значительные сдвиги в умственном развитии, в развитии познавательных, учебных, общественных и иных потребностей и интересов.

Под влиянием трудового обучения и воспитания строение личности умственно отсталого школьника претерпевает значительные изменения. Трудовая деятельность создает более благоприятные условия для развития общественных мотивов деятельности.

Как показывает лучший опыт коррекционных школ, соединение обучения с трудом содействует повышению интереса учащихся к учебному материалу, побуждает к его лучшему усвоению и к активной, самостоятельной деятельности.

Трудовое обучение является неотъемлемой частью системы работы коррекционной школы, от которой решающим образом зависит развитие личности учащихся. Вот почему все исследователи, занимавшиеся изучением, обучением и воспитанием умственно отсталых школьников, всегда уделяли большое внимание их трудовому обучению и воспитанию.

Демор, придававший большое значение ручному труду в условиях вспомогательной школы, писал: «Ручной труд побуждает инициативу, заставляет работать мозг, побуждает внимание и желания и регулирует проявления воли. Таким образом, является важным орудием для развития интеллекта и для прочного усвоения различных знаний».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Классификация сказок
Изучению русского фольклора и, в частности, сказок посвятили свои работы братья Б. и Ю. Соколовы, А.Н.Никифоров, Н.П.Андреев, А.Н.Афанасьев, В.Я.Пропп, М.Н.Мельников и многие другие. Ученые по – разному трактовали понятие "сказка&quo ...

Воображение и память
Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Психологи пытались доказать, что воображение есть детерминированная деятельность, что полет фантазии совершается закономерно, они были правы и находили очень ва ...

Эффективность активных методов обучения в условия ВУЗа
Активные методы обучения оказались наиболее продуктивными для взрослых, поскольку они разумно используют жизненный и профессиональный опыт, в них учтены возрастные особенности психики. АМО базируются на экспериментально установленных факт ...