Развитие и воспитание воли ребёнка

Психология развития » Воспитание воли ребёнка » Развитие и воспитание воли ребёнка

Страница 3

В процессе учения, труда, накопления жизненного опыта у подростка накопился необходимый запас знаний, умений, позволяющий ему в беседе с взрослыми высказывать свои самостоятельные суждения, оценки явлений действительности. Он активно участвует в общественной жизни коллектива, стремится проявить себя в больших, "взрослых" делах, мечтает совершить героические поступки. Подросток чутко относится к поведению взрослых, своих товарищей, самостоятельно оценивает их, критически подходя ко всему, что окружает его.

Однако стремление быть взрослым, обязательно "самостоятельным", и вместе с тем отсутствие большого жизненного опыта, недостаточное знание окружающего мира, общение с ним порождают много противоречий в психике, поведении подростка. С одной стороны, он может позволить себе спорить с взрослыми, убедительно, горячо и "серьезно", доказывать учителю новую теорию того или иного географического открытия, вычитанного в научно-популярном журнале, и одновременно стесняется в присутствии товарищей ласково называть маму "мама", называет ее "мам", "мамка" (как бы друзья не сочли его "маменькиным сыночком" и не засмеяли), начинает презрительно и высокомерно относиться к "девчонкам".

Подросток уже не ребёнок и ещё не взрослый. Сам он особенно чувствует первое, взрослые в своём отношении к нему иногда особенно подчёркивают второе. У подростка возникает тенденция высвободить свою волю из ограничений, которые накладывает на неё ближайшее окружение. Он стремится обрести свою собственную волю и начать жить согласно ей; управление должно перейти из рук окружающих в собственные руки подростка.

Нередко подросток начинает курить (совсем "как взрослый") и одновременно часами может играть с маленьким братишкой-первоклассником в детские игры — "железную дорогу", "охоту" и т.д. Обычно неуравновешенность в высказываниях, поведении подростка доставляет много хлопот взрослым, родителям, учителям, соседям. Требуется большой такт, внимание, хорошее знание психологии подростка и педагогических приемов воздействия на него, чтобы умело управлять им, развивая и воспитывая нужные качества, свойства характера, постепенно готовя к активной трудовой и общественной жизни.

Важную роль в развитии волевых качеств, сторон характера личности школьника играет изобразительное искусство, художественно-творческая деятельность. Действительно, задача самостоятельно разобраться в характере формы, пространственного положения, цветовой окраски, раскрыть красоту изображаемого объекта в процессе рисования с натуры, составления тематической композиции, задача обязательно завершить творческую работу (а не просто: не получилось — можно выбросить этот рисунок и начать новый) требует проявления воли, развивает волю.

Особенно необходимы терпение, целеустремленность, воля во время рисования на пленэре, когда организуются экскурсии, походы, специальные выходы юных художников для рисования в парк, в лес, на стройку и когда подростки вынуждены нести "неудобные" и тяжелые этюдники, папки с бумагами, вынуждены постоянно прерывать работу из-за изменчивости погоды.

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Особенности внимания детей с интеллектуальной недостаточностью
Изучением внимания детей с интеллектуальной недостаточностью занималось множество отечественных специалистов. Одним из них является Л.С. Выготский. Он критиковал тех ученых, которые пытались вывести умственную отсталость из дефекта какой- ...

Чувство сцены
Перефразируя шекспировское высказывание, можно сказать, что школа (семья) – театр, где все: учителя, родители, дети – актеры. Каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Учительская стезя – не исключение. Условия преподавател ...

Психологические особенности распознавания эмоций взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста
В современном обществе проблема эмоциональной отзывчивости, трудностей в общении и взаимопонимании детей стоит очень остро. Увеличилось количество обращений родителей по поводу эмоциональной регуляции и проблем в общении у детей. Известно ...