Основные виды деятельности и их характеристика

Психология развития » Вопросы психологии » Основные виды деятельности и их характеристика

1. Традиционно принято считать, что основным и психоло­гически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение како­го-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат явля­ется не общественно, а индивидуально значимым и со­стоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфиче­ским признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступа­ет сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая — это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче­ских новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

2. Столь же фундаментальным и общим является разделе­ние индивидуальной и совместной деятельности. Совмест­ная деятельность реализуется в отличие от индивидуаль­ной так называемым коллективным субъектом, т. е. дву­мя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной дея­тельности являются пространственное и временное при­сутствие участников деятельности, ролевая и инструмен­тальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компо­нента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразде­ляется на подтипы: например, на непосредственно-со­вместную — «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».

3. Наиболее традиционной является, видимо, классифика­ция видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделя­ются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климо­вым, где выделяется пять основных типов профессио­нальной деятельности: «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», «человек — знак», «чело­век — художественный образ».

4.Деятельность принято разделять также на исполнитель­скую и управленческую (организационную). Первая харак­теризуется тем, что субъект труда непосредственно воз­действует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обыч­но не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает инфор­мацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие зве­нья: в виде таблиц на экране или в любом другом знако­вом виде. Таковой является, например, деятельность опе­раторского типа.

Прочие материалы:

Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии
Для изучения особенностей развития личности ребенка необходимо рассмотреть понятие личности в психологии. В зарубежной психологии позиции авторов относительно определения личности различны. Так, например, Г. Айзенк (1947) определяет лично ...

Последствия конфликта
Управленческие действия по отношению к конфликту могут повлечь за собой как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Причем, те и другие влияют на характер будущих конфликтов, обостряя или сглаживая их. Функциональные последс ...

Психологическое влияние архетипов в рекламном сообщении на покупательское поведение
В рекламной практике можно выделить основные психологические концепции, которые являются полем поиска и применения определенного круга приемов рекламной психотехники: 1) вербально - суггестивная техника, как способ словесного внушения; ...