П-важнейший псих. Процесс,как особая форма псих. Отражения действительности,которое заключается в закреплении,сохранении и последователньом воспроизведении человеком своего опыта. П. обеспечивает единство и последователньость течения процессов.
Понятие П. вкл. В себя: -способность к запоминанию;-способность к сохранению информации;-спос. К воспроизведению;-спос. К узнаванию;-процесс забывания.
ВИДЫ П:-вербальная, образная, двигательная, эмоциональная.
От того какой анализатор является ведущим П. бывает (Блонский):зрительный, слуховой, осязательный.
По длительности П. бывает: оперативная, кратковр., долговр.
ХАРАКТЕРИСИКИ П.: объём, быстрота воспроизведения, точность воспроизведения, длительность, готовность воспроизвести запечатлённую в памяти информацию. МЕХАНИЗМЫ П.:
1 .запоминания-процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.
2.сохранение.
3.воспроизведение-процесс воссоздания образа предмета,восприниМаемого ранее,но не воспринимаемого в данный момент.
4.узнавание-происходит в момент восприятия предмета.
5.забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.
ПАТОЛОГИИ П: 1.амнезия-пробел воспоминаний или полная утрата П. на тот или иной промежуток времени. 2.парамнезии-искажене восприятия лишь частично соответсвующее действительности. З.конфубуляция-фантастические не соответствующие действителньости заявления человека, которые предъявляются как воспоминание о своём прошлом. 4.>де жа вю»-уже виденное. Изучением П. занимались: Сеченов,Павлов-ассоциации; Эббингауз-заучивание бессмысленных слогов; Мюллер-основные законы закрепления и воспроизведения следов П. у человека.; Гештальттерапия-процессы памяти определяются формированием гештальта.
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
Прочие материалы:
Типы исследований любви в психологии
Настоящая любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.
Ларошфуко
В психологии любовь долгое время считалась проблематикой "ненаучной". Специфичность эмоциональных явлений отрицалась, а они сводились к ...
Современное описание темпераментов
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента.
Типы ...
Конфликт как один из факторов несовместимости.
Во взаимоотношении летчиков можно встретить случаи обострения противоречий, которые существенно сказываются на самочувствии отдельных военнослужащих и деятельности летного экипажа в целом. Подобные противоречия называются конфликтами.
К ...
Навигация