Общая характеристика воображения

Психология развития » Воображение у дошкольников » Общая характеристика воображения

Страница 1

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений или идей на основе уже имеющихся. Данный процесс выражается в построении образа средств и результата деятельности субъекта; в создании программы поведения при неопределенности проблемной ситуации; в продуцировании образов, не программирующих деятельность, а заменяющих ее; в создании образов, соответствующих описаниям объектов, явлений и состояний, Процессы воображения относятся к креативным механизмам психики.

Образы воображения - это образы виртуальной реальности. Они различаются по своим функциям и психологическому статусу. Это могут быть мечты (образы желаемого будущего), грезы (образы актуально переживаемого ирреального), фантазии (образы возможного будущего). Образы воображения отличаются от образной памяти, хотя между ними существует тесная связь. Воображение предполагает "отлет" от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов. Если в функции памяти входит сохранение точных фактов прошлого опыта, то функцией воображения является их преобразование. В процессе воображения человек может воссоздать и преобразить не только то, что представлено в его опыте, но и создать образ того, чего вообще никогда не было. Яркие, отклоняющиеся от действительности образы называют фантастическими. Фантазия является синонимом воображения. Фантазией также называют продукты воображения. Воображение тесно связано с личностными особенностями, с индивидуальной спецификой восприятия и мышления, с эмоциями, чувствами, интересами и способностями человека.

К основным функциям воображения относят: активизацию наглядно-образного мышления, управление эмоционально потребностными состояниями, произвольную регуляция познавательных процессов, управление физиологическими состояниями, создание внутреннего плана действий, программирование поведения и др.

По степени выраженности активности различают произвольное и непроизвольное воображение. Выделяется низшая и примитивная форма воображения, которая проявляется в непроизвольной трансформации образов. Такое воображение совершается под воздействием малоосознанных потребностей и влечений.

Образы не формируются воображением, а самопроизвольно трансформируются. Непроизвольное воображение протекает в пассивной форме и предполагает создание образов без внешних побуждений. В случае пассивного воображения создаваемые образы обычно не воплощаются в жизнь и выступают как ее внутренняя замена. Непреднамеренное воображение наблюдается при низком уровне осознанности (во сне, в дремотном состоянии).

Произвольное воображение проявляется в тех случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

Существенно характеризуют воображение его самостоятельность, оригинальность, его творческий характер. С этой точки зрения различают воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение - это представление человеком чего-либо нового для него; причем представление опирается на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности, особенно в обучении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Волевая сфера у подростков с девиантным поведением
Наиболее значимыми в структуре девиантной личности подростка являются не интеллектуальные, а эмоционально-волевые особенности. Наиболее существенными признаками девиантности поведения у подростков является эмоционально-волевая незрелость ...

Волевая регуляция деятельности. Формирование волевых качеств личности
Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном ...

Психологическое влияние архетипов в рекламном сообщении на покупательское поведение
В рекламной практике можно выделить основные психологические концепции, которые являются полем поиска и применения определенного круга приемов рекламной психотехники: 1) вербально - суггестивная техника, как способ словесного внушения; ...