Волевая сфера у подростков с девиантным поведением

Психология развития » Волевая сфера подростков с девиантным поведением » Волевая сфера у подростков с девиантным поведением

Страница 1

Наиболее значимыми в структуре девиантной личности подростка являются не интеллектуальные, а эмоционально-волевые особенности.

Наиболее существенными признаками девиантности поведения у подростков является эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, беспечность, незрелость чувства долга, ответственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособность сдерживать проявления чувств, волевого напряжения. [6]

Низкое развитие волевых качеств у подростков с девиантным поведением часто сочетается с высокой лживостью и абсолютной безответственностью по отношению к своим поступкам.

Эмоциональные проблемы и трудности волевого самоконтроля являются ощутимой проблемой для девиантных подростков. Тревожность и склонность к переживаниям депрессивного характера проявляются в различных трудностях общения с окружающей средой, что приводит к повышенной нервно-психической нагрузке, проявляющейся в нарушениях астенического характера (головные боли, нарушения сна, снижение уровня произвольной концентрации, переключения и распределения внимания, психомоторных нарушениях типа тиков, расторможенности и др.). Сниженный волевой самоконтроль является типичной проблемой для импульсивно-гиперактивной группы девиантных подростков, являясь определяющим фактором в возникновении трудностей социальной адаптации, возникновению девиантного поведения и, в дальнейшем, возможного втягивания в группы подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами.[12;13]

К общим отличительным особенностям волевой сферы подростком с девиантным поведением большинство исследователей относят следующие:

– однотипный способ эмоционально-волевого реагирования в виде «двигательной бури» по типу «короткого замыкания» на ситуацию неуспеха, конфликты с истерической окраской аффекта;

– спонтанно возникающие контрастные (полярные) колебания настроения в виде неустойчивости эмоционально-волевой сферы, лёгкость перехода от повышенной активности (психомоторной гиперактивности) к состоянию гипоактивности, депрессии (моторная гиподинамия, спад настроения и интеллектуальной активности, снижения уровня интересов) и, наоборот – от состояния пассивности и полного бездействия к неуправляемой гиперактивности либо дисфориям.

– преобладание «аффективной логики», т.е. чрезмерное влияние эмоционального состояния ребёнка на его поступки и характер мышления;

– слабое усвоение и использование предшествующего негативного опыта и потому – неумение прогнозировать последствия своих поступков;

– недостаточная критичность своего поведения, проявляющаяся уверенностью в правоте своих поступков;

– неустойчивость, неуживчивость в группе, склонность противопоставлять своё мнение мнению своих сверстников;

– стремление вернуться к прежним условиям своей жизни, где было меньше ограничений и опеки, что часто сопровождается побегами и бродяжничеством;

– эмоциональная незрелость и инфантилизм суждений, усиливающих дисгармоничность личности, затрудняющую адаптацию ребёнка к социальным требованиям.[13;14]

Зарубежными учеными было установлено, что существует ряд общих черт, свойственных практически всем подросткам с девиантным поведением. В частности, это слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям, неумение преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации.[6;20]

В качестве изначальной мотивации девиантной деятельности часто выступает желание получить «легкие деньги», любопытство, стремление принадлежать к определенной социальной группе, мотив ухода от реальности, эмоциональная насыщенность времяпрепровождения.

Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Так, по мнению Н.Д. Левитова, «в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев — инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств». [25]

Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиями. [13]

В отличие от подростков с девиантным поведением, социально адаптированный подросток почти всегда владеет с той или иной степенью своими желаниями. Самоконтроль - не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, воспитанием. Способствует самоконтролю знание последствий злоупотребления, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков с девиантным поведением таково, что подросток оказывается уязвимым. В этом - опасность девиантного поведения, и тем большая, чем моложе возраст.[29;32]

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Формы общения
Вербальное и невербальное общение. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне. На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информа ...

Контрольный эксперимент
Цель: изучение динамики развития детей. Задачи: проведение повторного диагностического исследования; анализ полученных результатов. После повторного диагностического исследования нами был проведен сравнительный анализ сформированности ...

Сплоченность, как один из факторов совместимости.
Сплоченность летного экипажа как показатель отношений, является одним из важнейших факторов, определяющих характер взаимодействия в летном экипаже. Наряду с этим сплоченность – это результат оптимальной совместимости членов экипажа и усло ...