Общение при стрессе

Воздействие стресса на человека » Общение при стрессе

Страница 2

Первое, что определяется человеком, часто не вполне осознанно - это не стало ли опасным его социальное окружение и не требуется ли с его стороны мгновенных защитных действий. Второе - получение информации о перспективах развития общения в сложившихся стрессогенных условиях.

Вторая стадия развития общения при стрессе характеризуется увеличением интенсивности тех или иных проявлений общения или даже возникновением форм активного общения, несвойственных для данного человека вне экстремальных условий, т.е. при отсутствии у него симптомов стресса.

Эта стадия развития общения может быть названа стадией личностной “экспансии”, подготавливающей установление своего ролевого статуса. Интенсификация общения, характерная для этой стадии, направлена на оптимизацию исходной социальной позиции для получения или захвата желаемой престижной социальной роли. Как правило, осознаваемая меркантильность при этом отсутствует. Направленность этой своеобразной экспансии, ее цель, а также частое в этой стадии «самовозрастание» интенсивности общения почти совершенно не осознается общающимися субъектами.

При общении в данной стадии - личностной «экспансии», направленной на установление ролевого статуса - иногда возникает чрезмерно аффективное поведение: агитирование, либо напротив скованное с неловкостью движений и словесных выражений. В последующих стадиях общения уменьшения возможность для такого интенсивного информационного обмена, потому что со временем уменьшается установка на терпимость к партнеру, солидарность с ним.

Если условия совместной изоляции сопряжены с действием дополнительных стрессогенных факторов, вызвавших болезненное состояние, сопровождающееся телесным недомоганием или плохим настроением, в таких условиях часто возрастает тесное общение, связанное с заботой о партнере, с уходом за ним (третья стадия). При этом значительно разрушается, размывается зональное дифференцирование межличностной территории людей. Мотивация, проистекающая из чувства собственной необходимости, вскрывает дополнительные (новые) адаптационные резервы организма и личности у того, кто помогает. У того, кому помогают, дополнительные внутренние резервы мобилизуются благодаря чувству собственной значимости для дружески настроенного партнера. Возникающая в такой ситуации вынужденной помощи «внутриорганизменная» информация у каждого из общающихся об их обоюдной «социальной ценности» оказывает мощный антидистрессовый эффект.

По окончании стадии личностной «экспансии» (а если была стадия «вынужденной помощи» партнеру, то после ее окончания) ролевые функции общающихся относительно стабилизируются. Это 4-ая стадия развития при стрессе. Стабилизация ролевого статуса может происходить и в эмоциональном плане монотонно, и сопровождаться аффектами актами общения, как с положительной, так и отрицательной эмоциональной окраской.

Чем экстремальнее условия существования, тем труднее людям,, склоненным оставаться «непримкнувшими», сохранность нейтралитет перед лицом конфликтных неформальных групп.

При стрессовой активизации общения в разных условиях может преобладать компоненты либо межличностного взаимодействия, консолидирующие группу (социально-позитивные), либо дезорганизующие ее (социально-печатные).

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Физиологические механизмы стресса
Организм, на управление которым в первую очередь действует стресс, - это система систем. И, говоря о нервной системе, заметим, что если это не главная система регуляции (в живом организме вряд ли стоит искать «главное»), то уж точно - сам ...

Восприятие и познание человека человеком
От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто „производит хорошее впечатление”, ему обычно идут навстречу. Даже в случаях, когда поведение предписано инструкцией или уставом, всегда остается во ...

Актуальность исследования
Экспериментаторы полагают, что полученные данные дадут возможность выявлять скрытые закономерности развития личности и формируют основания для обоснованного выбора оптимальных методик обучения и воспитания, что вызывает большой интерес у ...