Основные характеристики и процессы памяти

Психология развития » Внимание как высшая психическая функция » Основные характеристики и процессы памяти

Страница 2

Воспроизведение

— это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). При непроизвольном воспроизведении человек не имеет намере­ния вспомнить ранее воспринятые события, они всплывают сами собой. При этом одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет за собой сеть сопряженных с ней других связей.

Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, действий.

Сознательное воспроизведение, требующее волевых усилий, свя­занное с преодолением известных трудностей при воспроизведении, называется припоминанием.

Узнавание

—специфический процесс памяти, который проявля­ется при повторном восприятии объекта или при вспоминании. Этот процесс связан с объединением по тем или иным признакам непос­редственно воспринимаемого с воспринятым ранее. Большую роль при этом играет точность выделения специфического в объекте. В узнавании следует выделять чувство знакоместа с воспринятым и отнесение этого образа к определенному месту, времени, ситуации. В ряде случаев, увидев что-то, человек не может сразу установить иден­тичность с виденным ранее, и для этого требуются сознательные воле­вые усилия. При хорошем знакомстве с предметом или явлением про­цесс идентификации проходит как бы автоматически, без выделения сознанием моментов самого воспоминания или припоминания.

Сохранение

(ретенция) как психический процесс памяти осуще­ствляется механизмами кратковременной, долговременной и опера­тивной памяти. Установлено, что сохранение может быть динами­ческим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной.

Сохранение заученного в памяти зависит от многих факторов: глубины понимания материала, установки личности, от последую­щего применения усвоенных знаний, от повторений, от настроения человека и эмоциональной значимости материала.

Забывание

выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание проявляется в двух основных формах:

1) невозможность припомнить;

2) неверное припоминание или узнавание.

Подобно сохранению и запоминанию, также имеет избирательный характер.

Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает инте­реса. Избирательность забывания проявляется и в том, что детали за­бываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие поло­жения и выводы. Более быстрому забыванию подвергается материал, который заучивался механически, без достаточного понимания.

Известно, что наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное, отсроченное воспроизведение со­храненного в памяти материала по сравнению с первоначально заучен­ным в психологии называют реминисценцией

. Оно обусловлено снятием охранительного торможе­ния, вызванного утомлением нервных клеток в процессе заучивания.

Одной из причин забывания является отрицательное влияние дея­тельности, следующей за заучиванием. Это явление получило название ретроактивного (действующего назад) торможения. Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или деятельность, которая требует значи­тельных усилий. Отрицательное влияние предшествующей запомина­нию деятельности получило название проактивного торможения.

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Особенности ведущей деятельности
Как отмечает Е. О. Смирнова, признаком ведущей деятельности отнюдь не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которо ...

Основные виды внимания
При изучении внимания необходимо различать два основных уровня или вида его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекто ...

Интернет как система доступа к информации
Существенной особенностью грядущей ноосферы будет являться возможность для каждого индивидуума получения информации обо всех событиях, происходящих на Земле, в режиме реального времени. В. И. Вернадский "Биосфера и ноосфера". ...