Методы изучения внимания и деятельности

Внимание и деятельность » Методы изучения внимания и деятельности

Страница 2

Показательно для нее то, что только одно из действий осуществляется при достаточно полном и ясном отражении того, что нужно для его выполнения, все же остальные действия выполняются при ограниченном отражении того, что требуется для них. При объяснении урока и одновременном наблюдении за поведением класса учитель сосредоточен на том, что излагается им самим, в поведении же учащихся он замечает лишь то, что служит для него важным сигналом их утомления, непонимания ими его объяснений, нарушения дисциплины и т. п.

Насколько трудно добиться такого распределения внимания при действии разнородных раздражителей, совпадающих во времени, можно судить по тому, что обычно в этих случаях замечается сначала один из раздражителей и лишь через некоторое (хотя бы и очень краткое) время второй. В этом можно хорошо убедиться при помощи так называемого компликационного аппарата (предназначенного для опытов с компликацией, т. е. сочетанием разнородных раздражителей). Прибор состоит из циферблата, имеющего 100 делений, по которому быстро вращается стрелка . При прохождении стрелки через одно из делений раздается звонок. Задача испытуемого — определить, на каком делении находилась стрелка, когда раздался звонок. Обычно испытуемый называет не то деление, на котором находилась стрелка во время звонка, а либо предшествующее ему, либо следующее за ним. Его внимание, следовательно, направляется сначала на один раздражитель (звонок или положение стрелки) и лишь затем, с некоторым запозданием — на другой.

Кроме того, в качестве одной из методик исследования внимания может быть предложена методика «КОРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

Вывод: Главнейший факт, характеризующий жизнь людей в обществе, состоит в том, что люди производят в процессе труда предметы, служащие для удовлетворения их потребностей. При этом процесс производства требует, чтобы его результат имелся прежде в голове работника в виде сознательного представления. Чтобы изготовить вещь, возвести какую-нибудь постройку и т. д., необходимо не только воспринимать внешние условия, с которыми приходится сообразовывать свои действия, но надо еще как бы мысленно видеть перед собой то. что должно получиться в результате трудовых действий. Необходимо, иначе говоря, чтобы деятельность человека не только сообразовалась с внешними материальными объектами, с которыми он действует, по и подчинялась тем объектам, которые существуют только мысленно, только в идеальной форме — как продукт переработки в голове человека впечатлений действительности.

Это относится не только к труду, но и ко всем действиям людей. Возникнув на основе труда и в связи с трудом, человеческие действия приобрели свойственную труду особенность — подчиняться сознательному представлению их результата. Они приобрели сознательный, целенаправленный характер. В целенаправленности действий человека и обнаруживается специфическая роль сознательного отражения действительности.

Для того чтобы действие могло воплотить в своем результате определенную цель, представление этой цели должно иметь такую субъективную форму, которая позволяла бы сопоставить с ним реальные непосредственно воспринимаемые предметы. А такой формой и является форма сознательного отражения реальности. Чтобы сделать, например, из дерева какую-нибудь вещь, человек предварительно отбирает подходящие куски материала, мысленно сопоставляя их с той или иной частью задуманной вещи. Приспосабливаясь к наличному материалу и инструментам, учитывая промежуточные результаты своих действий, он вносит иногда поправки и в тот образ вещи, который раньше сложился в его голове: меняет относительные размеры и соотношения отдельных ее частей, упрощает ее конструкцию и т. д. Именно потому, что человек отдает себе отчет в сознаваемом им, он способен действовать не только по отношению к непосредственно окружающим его внешним предметам действительности, но и по отношению к тому, что отражено в его голове. Он стремятся к достижению не только того, что находится вокруг но и того, что существует пока еще только в его представлении Подчиняя этому представлению свои действия, он «примеривает» окружающие его предметы друг к другу, сопоставляет и сравнивает между собой свои представления и внешние предметы.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Красный рыцарь
Итак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец короля Артура. Красный Рыцарь обладал такой силой, что все войско короля Артура пасовало перед ним. Поэтому, когда ему что-нибудь т ...

Деятельность. Способы ее осуществления.
Категория «деятельность» наряду с другими основополагаю­щими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных поня­тий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет из ...

Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.
В современной психологии развития исторический анализ понятия «детство» наиболее полно дан в концепции Д. И. Фельдштейна, рассматривающего детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития. В концепции Д. ...