Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков

Психология развития » Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников » Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков

Страница 1

Современное образование, как один из социально-культурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, когда воспитание человека как носителя эстетических ценностей, норм и правил приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся бездуховностью общества, ростом прагматических тенденций во взаимоотношениях людей, снижением уровня нравственности и многими другими причинами, которые в той или иной степени влияют на уровень общественных отношений.

Отсюда, прежде всего, ставится задача воспитания современного подрастающего поколения в духе гармонии между интересами личности и общества, чему в немалой степени способствует эстетическое воспитание, являющееся тем стержнем, вокруг которого формируются представления личности о красоте как фундаментальной категории человеческого бытия.

Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания [34, с. 25].

Эстетическое воспитание формирует у подрастающего поколения эстетические вкусы и идеалы, эстетическое отношение человека к действительности и к искусству, развивает потребность строить жизнь по законам красоты. Человек утверждается в предметном мире не только посредством мышления, а через посредство всех чувств. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль.

Источник эстетических переживаний находится вне сознания человека, в реальном, объективном мире. Чувство прекрасного – это субъективное отражение в психике объективных свойств действительности. Прекрасное в действительности (в природе, в человеческих отношениях, в искусстве) вызывает у людей соответствующие эстетические переживания.

Современная эстетика утверждает, что подлинная красота обеспечивается единством содержания и формы. Самая совершенная форма при убогом содержании не может вызвать эстетическую удовлетворенность [34, с. 30].

«Под красотой, – указывал Горький, – понимается такое сочетание различных материалов,— а также звуков, красок, слов, – которое придает созданному – сработанному – человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству» [11, с. 299].

Чрезвычайно важным в эстетическом воспитании является решение познавательных, общеобразовательных задач, а также развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, в художественном творчестве и в человеческих отношениях.

Наличие устойчивых нравственных представлений и понятий у школьников способствует правильной оценке ими эстетических качеств произведений искусства и жизненных явлений, служит важной предпосылкой эстетического развития молодежи.

Эстетика все больше и больше выходит за пределы искусства и вторгается во все области жизни. Очевидно, что эстетическое воспитание не может ограничиваться художественным образованием. Последнее имеет в виду лишь приобщение детей и подростков к тем или иным видам искусства. Эстетическое же воспитание расширяет границы эстетического развития детей, охватывая и все стороны действительности: природу, домашнюю обстановку, школьную среду, трудовую деятельность, общественную работу и др. [34, с. 34].

Эстетическое воспитание учащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности, способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений, формированию познавательных интересов. В то же время изучение детьми основ наук, учебный процесс заключает большие возможности и для эстетического развития школьников. Эта задача решается содержанием учебных дисциплин: биология и физическая география, изучая явления природы, фиксируют внимание учащихся на их красотах; на уроках истории школьники овладевают знанием развития искусства и культуры, их исторической и классовой обусловленности и т. д. Большое значение имеет иллюстрирование на уроке определенных положений той или иной дисциплины средствами искусства (картины, кинофильмы, видеозаписи). На каждом учебном занятии, по любому школьному предмету имеются огромные возможности эстетического воспитания: красотой логики доказательств и рассуждений, четкой структурой урока, выразительностью речи учителя, аккуратностью выполнения записей, рисунков и чертежей на доске, эстетичностью в оформлении демонстраций и других наглядных пособий, пресечением неряшливости и безвкусицы во внешнем виде учеников [22, с. 58].

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.
1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; 2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?); 3. Проблема соотношени ...

Типология темпераментов и. канта и в.вундта
Вундт использовал в своей типологии представление о четырех типах темперамента, выделенных в свое время древнегреческим философом и врачом Гиппократом (V-IV вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в. ...

Вывод
Таким образом, данный проект показал, что внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в раз ...