Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитие ребенка и успеваемость в школе

Психология развития » Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитие подростков » Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитие ребенка и успеваемость в школе

Страница 2

Необходимо ясно представлять себе, что лежит в основе нарушений, которые называют астеническим состоянием, и какие меры можем и должны принять мы, что можем сделать, чтобы помочь ребенку. Надо вовремя уловить ту грань, когда надо бить тревогу, когда становятся необходимыми педагогическая коррекция и медицинская помощь.

Нужно помнить, что в основе нарушений познавательной деятельности, а значит, и снижении успеваемости при астеническом состоянии лежит ослабление умственной работоспособности, а не истинная интеллектуальная недостаточность. Ребенок вовсе не глуп, как чаще всего считают, - просто темп деятельности, скорость усвоения материала, память снижены из-за общей ослабленности организма.

Обучение затрудняется, на первый план выступают быстрое снижение работоспособности, сужение объема материала, который воспринимается, трудности распределения и переключения внимания, неспособность к длительному умственному напряжению.

У этих детей резко отличная от здоровых учащихся динамика работоспособности в процессе учебных занятий: нет подъема после первого урока (врабатывания), фазы устойчивой работоспособности и фазы спада от оптимума к исходному уровню или несколько ниже его. При астеническом состоянии работоспособность детей уже до начала занятий крайне низка и неустойчива. Все ее показатели то сразу снижаются уже к концу первого урока, то резко, но на короткое время повышаются и столь же резко падают. Характерно, что в подобных случаях интенсивность работы бывает на 33 – 77%, а качество на 33 – 98% ниже, чем у здоровых сверстников. Утомление наступает раньше и более выражено.

Астенические состояния (слабость, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость и т.п.), трудности поведения, могу возникнуть у детей, перенесших различные инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина и т.д.). Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течение довольно длительного времени после заболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость. Здесь особенно важна правильная тактика педагога. К сожалению, на практике мы встречаем это не так часто.

Учителя часто жалуются на таких учеников. Обвиняют их в лени неорганизованности. Родители, выслушивав мнения учителя, заставляют ребенка заниматься дополнительно, также, не выяснив причину его неуспеваемости. Дети, видя напор со стороны взрослых, становятся раздражительными, плаксивыми, отказываются заниматься. В дальнейшем всё это приводит к тому, что у ребенка на фоне постоянного стрессового состояния развивается нервное истощение и тогда уже требуется помощь врача-психоневролога.

Можно на основе изложенного сделать вывод: причиной астенического состояния ребенка, являются частые заболевания. Они ослабляют организм, снижают его сопротивляемость. Новое заболевание приводит к повышенной утомляемости, низкой и неустойчивой работоспособности. Фактически у такого ребенка нет сил для серьёзной и напряженной учебной работы. Нарушение режима, дополнительные учебные и внеучебные нагрузки, психоэмоциональное напряжение, связанное с конфликтной ситуацией в отношениях с учителем, родителями и собственной неудовлетворенностью, усугубляют трудности обучения, ухудшают функциональное и психическое состояние. Чем больше такой ребенок занимается, чем больше старается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи.

Главной помощью для таких детей является организация щадящего режима, полноценного сна и отдыха на воздухе, снижение учебной нагрузки, рациональная организация домашних учебных заданий (10 – 15 минут работы, 10 – 15 минут отдыха, лучше под музыку немного попрыгать, потанцевать). Не следует требовать от ребенка выполнения задания «в один присест». Эти дети не для «продленки», кроме того, по рекомендации врача целесообразно организовать «разгрузочный» день.

Совершенно недопустимо, когда родители в наказание за плохую успеваемость лишают детей прогулки, отдыха, активно выражают своё недовольство, а тем более «учат» ремнем. В таких случаях необходимо направить на консультацию к врачу – психоневрологу, решить вопрос о мерах коррекции, лечении или направлении в санитарно – лесную школу. Своевременно принятые меры, как правило, способствуют улучшению состояния здоровья ученика.

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Влияние СМИ на интересы
Телесериалы. В данной работе влияние СМИ будет рассматриваться на примере телевидения, а именно телесериалов. Телесериалы обосновались на нашем телеэкране давно и прочно. Их популярность стала известна. Сегодня телевизионные каналы сост ...

Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления
Целью данной работы является изучение процесса зарождения логического мышления в ходе умственного развития ребенка, рассмотреть особенности формирующегося мышления древнейших людей. Основой развития психики индивида является смена ведущи ...

Психотерапевтические методики
Экспериментальная часть работы проводилась в МОУ ДО Социально-психологического центра "Ника". На первом этапе работы проводилось тестирование и отбор подростков с психоэмоциональными нарушениями (агрессия, депрессия и другие). ...