Властная мать.

Страница 5

Человек, занявший «нижнюю позицию», не становится взрослым среди взрослых. Начальники, супруг, друзья — все кажутся ему старшими, все вправе решать за него. Это фанатик «устава», он чувствует себя в безопасности, только если знает «правила». На работе он избегает творческого риска и конфронтации. Хотя порой он испытывает соблазн вступить в состязание с другими людьми, он быстро подавляет это желание и идет на уступки. Часто такой человек выбирает себе авторитарного «гуру», чтобы избежать необходимости думать самому, и делает все, чтобы заслужить уважение своего идола.

«Верхняя позиция»

. В то время как человек, занимающий «нижнюю позицию», сохраняет роль ребенка, другим проявлением того же отклонения может быть «верхняя позиция»: человек ведет себя авторитарно, стремится руководить другими и контролировать их действия. На самом деле такой человек тоже чувствует себя «младшим», но усвоенный им стиль общения позволяет компенсировать это ощущение. Он идентифицирует себя с ролью родителя и тем самым преодолевает свою роль ребенка.

Эта позиция также не позволяет общаться на равных. К подчиненным, а нередко и к друзьям, и партнеру по браку та кой человек относится высокомерно и критически. Послед нее слово непременно должно остаться за ним, мнение его непререкаемо. «Будет по-моему или никак». Он терпеть не может противоречий и порывает с людьми, готовыми на конфронтацию, — этакий вождь в поисках собственного племени. Хотя такие люди обычно высокопрофессиональны и удачливы, им этого мало: нужно всех обогнать, со всеми вступить в соревнование.

Иногда оба стиля проявляются одновременно. С вышестоящими лицами такой человек будет угодлив, с подчиненным требователен и напорист. В результате на работе его будут высоко ценить начальники и ненавидеть младшие коллеги.

Эти люди склонны к авторитарности и в личных отношениях; они очень любят давать всем добрые советы. Под видом заботы они берут на себя контроль над чужой жизнью, планируют выходные, единолично ведут хозяйство, за ужином произносят монологи перед замершей в почтительном молчании «аудиторией».

Мятежники.

Третий вариант поведения на самом деле представляет собой проявление все той же «нижней позиции», однако в этом случае возмущение родительским авторитетом берет верх даже над страхом не удостоиться одобрения. С точки зрения развития личности, это более прогрессивно, поскольку человек получил доступ к своей агрессивной энергии и стал способен к большей самостоятельности при переходе к взрослой жизни. Однако проблемы отношений остаются здесь нерешенными.

Мятежник отвергает всяческие правила и авторитеты. Родители, начальники, учителя и любые другие представите ли власти, с его точки зрения, — враги его личной свободы.

Такой человек жалуется на недостаток свободы и уважения, но не готов платить за них большей ответственностью. Он находится в состоянии непрерывного протеста; ему гораздо лучше известно, чего он не хочет, чем то, чего он хочет. Это доказывает, что он так и не стал взрослым человеком. Мятежнику нужен родитель, иначе против кого же он станет бунтовать! А такая потребность в родителях и есть признак незрелости.

Кроме того, эти люди часто страдают от синдрома навязчивости, порожденного попыткой справиться со своей «детской» частью, восстающей против «родительской» стороны той же личности. У многих возникают проблемы с сексуальными отклонениями, наркотическими веществами и другого рода зависимостями и вредными привычками, с по мощью которых они пытаются смягчить терзающий их конфликт. В то же время они могут страдать от неких внутренних запретов, связанных с сексом или другими сферами жизни.

Мать — «босс» обычно оказывается не готовой к сообщению о том, что ее ребенок стал взрослым и сам намерен распоряжаться своей жизнью.

Что нужно делать?

Мать обязана научить ребенка самостоятельно мыслить. Содержание урока важно, но гораздо важнее обучить ребенка самому процессу мышления. На самом деле мать не должна давать готовых ответов на все вопросы ребенка, но заставлять его думать (с учетом возможностей его возраста), где и как добыть информацию. Если девятилетнему человеку понадобилось узнать различия между пауками и муравьями, он вполне может сам прочитать об этом в книге.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Особенности стиля воспитания детей в полной и неполной семье
В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы, чем в дошкольном возрасте. Авторитарный стиль, по ...

Развитие воли у человека
Развитие воли у человека связано с такими действиями как: 1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; 2) приобретение человеком контроля над своим поведением; 3) выработка волевых качеств личности; 4) а такж ...

Эго-психология о девиантном поведении.
В исследованиях Анны Фрейд одним из главных предметов изучения является та инстанция психики, которая отвечает за переработку конфликтов (Эго) [18, 19]. В отличие от классического психоанализа, изучающего, прежде всего, скрытые от сознан ...