Формирование и развитие психосоматических заболеваний у детей

Психология развития » Влияние семьи на возникновение и течение психосоматических заболеваний у детей » Формирование и развитие психосоматических заболеваний у детей

Страница 2

При неадекватном прохождении второй фазы развития дети отличаются чувством суверенности в себе, обнаруживают боязнь негативной оценки своих поступков со стороны окружающих, неумение быть автономными по отношению к родителям и сверстникам. Они не способны получать удовольствие от самостоятельной деятельности без одобрения или позитивной оценки окружающих. Наблюдается фиксация эгоцентрических черт характера. Ребенку не удается оставаться самим собой в референтной группе, и он, адаптируясь к ее требованиям, становится конформным.

Итак, неадекватное прохождение второй фазы развития с фиксацией ее проблем ведет к формированию дисгармоничных межличностных отношений, названных нами «проблемные отношения соответствия».

Третьим этапом развития психики ребенка, по Эриксону, является локомоторно-генитальная фаза (возраст от 3 до 6 лет). По мнению Пиаже, в этом возрасте продолжается предоперационная фаза развития. Основной проблемой идентификации личности на этом этапе является конфликт между чувством вины и стремлением проявить инициативу. Разрешение кризиса происходит путем идентификации себя с социальной ролью родителя того же пола. Мотивацией социальной активности является хорошая успеваемость в школе, лидерство в играх. Характерным для этого периода развития является возникновение соперничества между сиблингами.

При адекватном прохождении этой фазы для детей характерны хорошая успеваемость, независимое функционирование и социализация, дружеские отношения со сверстниками. Все это является результатом ослабления зависимости от родителей и уменьшения озабоченности, которая связана с внутрисемейной конкуренцией, основанной на психосексуальных проблемах.

В случае неадекватного прохождения этой фазы развития центральным конфликтом личности становится невозможность социально приемлемого проявления собственной инициативы. Такой конфликт чаще проявляется в одной из двух возможных социально-дезадаптивных моделей поведения, зависящих от преобладания либо чувства вины, либо чувства агрессии. В первом случае подросток при выполнении определенных социальных ролей скован, неуверен в себе, заторможен. Во втором случае он ведет себя конфликтно, подчеркнуто независимо, в его поведении доминируют формы протеста и агрессии.

Неадекватное прохождение третьей фазы с фиксацией ее центральных конфликтов ведет к формированию дисгармоничных межличностных отношений, названных нами «проблемные отношения независимости».

Четвертой стадией развития психики ребенка, по Эриксону, является фаза латентности (возраст от 7 до 11 лет), по Пиаже — операционная фаза (возраст от 7 до 11 лет). Основной проблемой идентификации ребенка на этом этапе является конфликт между формирующейся деятельной активностью и мастерством, с одной стороны, и чувством собственной неполноценности и униженности, с другой. На этой стадии происходит формирование «супер-эго», которое отвечает за моральное и этическое развитие. Ребенок совершенствует навыки в различных видах деятельности, обучается основным манипулятивным технологиям, учится принимать социальные решения. Если он разочаровывается в своих возможностях, не получает позитивной оценки в среде сверстников, то у него возникает чувство собственной неполноценности и унижения. Познавательная деятельность на этом этапе основывается на формировании логического мышления, включающем в себя развитие причинно-следственных связей, понимании взаимосвязи частного и общего, освоении навыков классификации. Центральный конфликт в этот период сосредоточивается на выборе между активным отношением к работе, учебе, социальными контактами и подавлением активности, пассивностью, связанной с чувством собственной неполноценности и, как следствие, — поведением избегания.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Актуальность исследования
Экспериментаторы полагают, что полученные данные дадут возможность выявлять скрытые закономерности развития личности и формируют основания для обоснованного выбора оптимальных методик обучения и воспитания, что вызывает большой интерес у ...

Определение интересов и их характеристика
Существует несколько подходов в определении понятия «интерес». Интерес – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирования познавательной деятельности содержание интереса может все более ...

Организация исследования.
Исследование проходилось на экспериментальной базе МОУ ДОД «Детской школы искусства» и МОУ «СОШ №5» города Воркуты; сроки проведения исследования апрель – июль 2007 года. Выборку составили 120 учащихся (возраст 8-16 лет): 80 человек в во ...