Типология темпераментов и. канта и в.вундта

Влияние темперамента на взаимоотношения в семье » Типология темпераментов и. канта и в.вундта

Страница 2

Флегма как сила — это способность приходить в движение хотя и не легко и не быстро, но зато надолго. Он не легко приходит в гнев, а сначала колеблется, следует ли ему сердиться; холерик же пришел бы в бешенство, что не может твердого человека вывести из равновесия.

Хотя он и лишен блеска, но зато исходит из принципов, а не из инстинктов. Его удачный темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют философом. Своим темпераментом сангвиник превосходит других, не задевая их тщеславия. Он, обладая непреклонной, но благоразумной волей, умеет приспособить их волю к своей [7].

Два типа темперамента (сангвинический и меланхолический) Кант рассматривает как темпераменты чувства, два другие (холерический и флегматический) как темпераменты действия.

Вундт предположил, что в основе тех психологических свойств, сочетания которых образуют разные типы темперамента, лежат две базовых характеристики, связанные с динамикой протекания эмоциональных процессов. Одной из этих характеристик является сила эмоциональных реакций, второй - уровень стабильности эмоциональных реакций. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоционально нестабильностью способствуют образованию тех психологических свойств, которые обычно приписывают холерическому темпераменту. Нестабильность в сочетании с невысокой силой эмоциональных реакций свойственна обладателям сангвинического синдрома свойств и т.д. Таким образом, Вундт отходит от чисто описательных типологий темперамента, вводя две психологические характеристики, которые, в принципе, могут быть объектом экспериментального исследования. И сила, и стабильность эмоциональных реакций могут быть измерены в психологическом эксперименте и, значит, отнесение индивида к тому иди иному типу темперамента может теперь основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных.

о темпераменте с точки зрения высшей нервной деятельности

И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, часто обращали внима­ние на индивидуальные различия в их поведении. Эти различия проявлялись, прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных реакций — положительных и тормозных, — их интенсивность, способность к адекватному реагированию на изменения раздражителей, общее поведение в экспериментальной ситуации и т.п.

И.П. Павлов выдвинул гипотезу о том, что в

их основе «лежат неко­торые фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения». К этим, свойствам относятся: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Эта схема иллюстрирует павловское деление на четыре типа нервной системы.

Выделенные И. П. Павловым типы нервной сис­темы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классичес­ким типам темперамента. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа — Галена, великий русский физиолог описывает их следующим образом:

Типы высшей нервной деятельности

Меланхолик

Сильный Слабый

Холерик

Уравновешенный Неуравновешенный

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Кризис старости.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Вт ...

Мышление. Общая характеристика. Основные формы и виды мышления
Мышление - высший познавательный процесс. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Как особый психич. процесс М. имеет следующие харак-ки: ...

Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Любовь - это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все приписывать. Джордано Бруно Дж. Каннигел и Дж. Антил отмечают: "все сказанное о любви верно, хотя бы для кого-нибудь" (цит. по К. Романова ...